печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Автомобили

Инкубатор

Инкубатор

Своим размахом автосалон в Пекине напоминает гигантский автозавод. Это сравнение не далеко от истины, и даже кажется странным, что в одном из пяти корпусов пекинского выставочного центра китайцы не сообразили разместить фабрику по выпуску наиболее востребованных автомобильных экспонатов, чтобы, как говорил герой известного фильма, «ковать деньги, не отходя от кассы».

 

Национальные особенности

Тех журналистов, кто жалуется на то, как сложно работать на франкфуртском автосалоне, с его огромными павильонами, нужно отправлять в Пекин — тогда Франкфурт покажется им раем на земле. Впервые оказавшись на пекинской автомобильной выставке, я испытал культурный шок. Как же их тут много! Нет, я не про экспонаты, которых действительно было немало, — я про местных посетителей. В дни прессы предполагается, что на салоне будут люди, большей частью к ней относящиеся. И судя по толпам аборигенов, осаждавшим выставочные экспозиции, журналистская братия Китая своей численностью способна затмить все мировые массмедиа! Причем дикостью и напором эти «журналисты» могли поспорить с татаро-монгольскими полчищами. Поэтому перед началом презентаций новинок стенды оцепляли охранники, а когда их сил не хватало, подключались военные, которые ограждали место показа своими телами и железными заборами, — один лишь живой щит мог не выдержать натиска толпы.

 

 

Описывая происходящее на Auto China 2014, я даже не пытаюсь сгущать краски. Напротив, эти скупые строки вряд ли способны предать весь спектр ощущений, которые мне довелось испытать, оказавшись в эпицентре «осады» стенда Mercedes-Benz. Китайцы без ума от европейских автомобилей, ну а уж когда речь заходит о премиум-классе, и тем более немецком, они и вовсе теряют разум и волю. Поэтому кроссовер Coupe SUV Concept — будущий конкурент BMW X6, показанный в Пекине на пару с удлиненным C-Class, — вызвал нереальный ажиотаж. Взглянуть на эти новинки собралось несколько тысяч китайцев, и это было страшно. Здесь даже речи не шло о том, чтобы попытаться хотя бы краем глаза посмотреть захватывающее шоу, на котором выступал сам глава концерна Daimler AG Дитер Цетше. В тот момент я думал об одном: как бы не оказаться раздавленным в толпе, когда начнут раздавать пресс-материалы.

 

Они быстро учатся

Кстати, с пресс-материалами на этой выставке была беда: мало того что у местных автопроизводителей они, как правило, были только на китайском языке, так и флешки с фотографиями выдавались по... предварительной записи! Понятно, что сделано это было, дабы отсечь халявщиков, но в их число автоматом попадали и иностранные журналисты, поскольку все списки «избранных» составлялись для местной прессы. Ну а попытки донести до персонала стенда свое желание получить информацию по новинке натыкались не железобетонную стену непонимания. И это неудивительно: встретить в Пекине англоговорящего китайца — большая удача. Даже персонал в отеле может не понимать примитивных слов по-английски — объясняться приходится буквально на пальцах. И это притом что образование в Поднебесной поставлено на широкую ногу: родители жалуются, что у детей нет свободного времени — сплошная учеба. Зато торгаши на «туристических» рынках, в лучшем случае закончившие несколько классов начальной школы, замечательно говорят на английском, итальянском, немецком и русском!

Перенаселение — это одновременно и беда, и преимущество КНР перед другими мировыми державами. В условиях жесточайшей конкуренции на рынке труда китайцам приходится быстро адаптироваться и обучаться. Не сможешь ты — на твое место придут еще десять таких же. И это дает мощный толчок к росту экономики, а вместе с тем и к росту уровня жизни. Китайцы уже не работают за копейки: специалисты здесь получают не меньше, если не больше, чем в развитых странах. Да и простые работяги обходятся своим хозяевам все дороже, поэтому если раньше на автосборочных производствах в основном использовался ручной труд, то теперь, где это возможно, людей заменяют роботами. На этом фоне европейские, американские и даже японские компании уже думают о процессе обратного переноса производства из Китая в свою страну, поскольку прежней экономии на сборке уже нет, а издержек — выше крыши. К примеру, любой иностранный автопроизводитель, придя в Китай, должен организовать совместное предприятие с местной компанией и поделиться с ней своими технологиями. Так китайцы стремительно подтягивают качество своего автопрома до мирового уровня.

 

 

Здесь и сейчас

Если бы не увидел собственными глазами, ни за что бы не поверил. Китайские автокомпании действительно уже сейчас могут делать машины, которые по качеству отделки, сборки, да и дизайну не уступают продукции именитых брендов! Среди догнавших мировой автопром — бренд Haval (правильно произносить «Хавейл»), под которым теперь будут выпускаться внедорожники и кроссоверы компании Great Wall Motors. Соответственно, модели под маркой «Великой стены» уйдут с рынка (в России под ней будут продаваться только старые Hover H3/H5), и дальнейшее развитие крупнейшего китайского производителя машин класса SUV будет связано уже с новым именем. Хотя оно не такое уж новое: название Haval и раньше можно было увидеть на продукции GWM, предназначенной для продажи в Китае, но теперь это уже самостоятельная и вполне жизнеспособная единица с серьезными амбициями по экспансии на мировой рынок, в модельном ряду которой насчитывается шесть машин разных классов и возможностей.

 

 

На вершине гаммы Haval стоит большой внедорожник под индексом H9. Эта рамная модель внешне похожа на Toyota Land Cruiser Prado, но не является ее копией, хотя бы уже потому, что «китаец» крупнее. В России H9 должен появиться в следующем году, а пока главной движущей силой бренда Haval на российском рынке будет модель H8. «Восьмерка» — это большой двухтонный кроссовер с 2,0-литровым турбомотором мощностью 218 л. с., полным приводом и «автоматом». По дизайну и габаритам H8 похож на VW Touareg, да и по качеству отделки он не сильно уступает оригиналу, но при этом стоить будет гораздо дешевле. В качестве ориентира называется ценник в 1,1 млн руб. — почти вдвое ниже базовой цены немецкого одноклассника! И это реально дешево, ведь на рынке Поднебесной эта модель стоит тех же денег, но, чтобы утвердиться в России, китайцы первое время будут демпинговать и продавать машины себе в убыток.

 

Впрочем, гораздо большего успеха в России может добиться не H8, а более компактный H2 — одноклассник Opel Mokka и Skoda Yeti. Этот симпатичный кроссовер с качественным интерьером и стильной двухцветной окраской кузова обещает стать самым доступным в линейке Haval. Ну а далее нас ждут два «внедорожных купе» — большой кроссовер Haval Coupe с трехметровой колесной базой и гибридным приводом (он демонстрировался в Пекине в статусе концепта) и менее габаритный Haval Coupe C, который уже выпускается в Поднебесной. По габаритам последняя модель близка к Mazda CX-5, при этом ее внешность перекликается с «большим» купе. Новинка доступна с двумя турбомоторами объемом 2,0 литра: бензиновым, мощностью 197 л. с., и 163-сильным дизельным. Привод — как полный, так и передний.

 

Цена качества

Haval — всего лишь показательный пример китайского бренда, продукция которого по многим параметрам (тем из них, что можно было оценить за несколько минут знакомства с моделью на выставочном стенде) как минимум не хуже японских, корейских, европейских и американских одноклассников. Причем в Great Wall Motors к этому пришли самостоятельно, без помощи и технологий извне. А вот компания Haima, которая также показала в Пекине очень качественно сделанный кроссовер под индексом S5, дошла «до такой жизни» не сама, а с помощью Mazda, организовавшей с китайцами совместное предприятие. По размерам эта компактная модель относится к тому же сегменту, что и Haval H2, тем не менее салон у нее не тесный, да и качество отделки на очень приличном уровне. А еще у Haima S5 вполне достойный, с претензией на оригинальность, дизайн и современная «начинка», включающая 1,5-литровый турбомотор мощностью 150 л. с. Правда, вся эта красота стоит денег: прайс-лист для рынка Китая стартует с отметки 95 000 юаней, что составляет примерно 540 000 руб. И ведь речь идет о модели с передним приводом и «механикой»! Если же добавить сюда трансмиссию 4 × 4 и «автомат» да учесть стоимость доставки до России и растаможки... В общем, на круг китайский кроссовер окажется немногим дешевле своих европейских и японских одноклассников.

 

 

И случай с новинкой Haima — не единичный. Он отражает общую тенденцию китайского автопрома: автомобили становятся все качественнее, но при этом растет и их цена. А все потому, что хорошо и дешево не бывает. Стоимость разработки машины, а также качественных комплектующих во всех странах примерно одинакова. Соответственно, чтобы сделать автомобиль дешевле, нужно на чем-то сэкономить. Раньше китайцы снижали свои издержки везде, где это можно, используя дешевую рабочую силу, низкосортный металл и пластик, копируя конструкцию популярных иномарок, и не заморачивались на безопасности и доводке ходовых качеств своих машин. Это позволяло им делать очень доступные автомобили, которые пользовались спросом именно благодаря низкой цене. Но, польстившись на изначальную дешевизну «китайца», люди в итоге теряли гораздо больше на их ремонте и последующей перепродаже: машины, всего за несколько лет превращавшиеся в дребезжащие ржавые корыта, приходилось отдавать за бесценок.

 

Окультуриваться надо

Здесь сделаем небольшое отступление. Китаец Ваня (общаясь с иностранцами, китайцы любят брать себе псевдонимы), работавший нашим гидом-переводчиком, рассказал любопытную вещь: оказывается, у них в стране не принято покупать подержанные машины! Такой подход в точности соответствует заповеди Генри Форда, считавшего, что лучший автомобиль — это новый автомобиль. Это безусловная истина, но китайцы понимают ее буквально, поэтому делают машины, рассчитанные максимум на пять лет эксплуатации. Даже в Поднебесной не встретишь старых «китайцев», поскольку все они давно отправлены в утиль, ну а в суровых российских условиях такие машины «умирают» еще быстрее. Впрочем, и в Китае жизнь для автомобилей не сахар. Из-за слишком быстрого роста экономики и уровня жизни у большинства китайцев еще не успела сложиться культура потребления. Это касается и культуры автовладельцев: на улицах здесь полно грязных и неухоженных машин. В Китае также очень популярен «колхозный» тюнинг: копеечные наклейки-подсветки-накладки или ленточки на колесных дисках можно встретить как на дешевых развалюхах доморощенных брендов, так и на новеньких престижных иномарках ценой под сотню тысяч долларов.

 

 

Тем не менее китайцы потихоньку «окультуриваются» и отказываются покупать пусть дешевые, но сделанные кое-как машины. На это реагируют и местные автопроизводители, прекращая делать откровенный хлам. И хотя это пока происходит не со всеми марками, прогресс налицо. Например, представленный в Пекине новый кроссовер Chery Tiggo 5 не имеет ничего общего со старым Tiggo, который когда-то был скопирован с Toyota RAV4. Эта модель разработана на оригинальной платформе: она больше и комфортабельнее своего предшественника, а ее дизайн, хоть и заставляет вспомнить сразу о нескольких одноклассниках, не выглядит откровенным плагиатом. Мне удалось прокатиться на этом кроссовере по испытательному полигону на заводе Chery в Даляне (кстати, это очень современное роботизированное производство), и в целом, если не считать «дохлый» мотор и посредственную управляемость, машина понравилась. В особенности если учесть ее цену, которая в Китае начинается от 94 000 юаней (535 000 руб.). За такие деньги это очень неплохой кроссовер! Вот только когда он появится в России (а это произойдет в конце лета — начале осени), его цена уже не будет такой «вкусной». У нас эта новинка будет стоить порядка 700 000 руб., что для «китайца», пусть и качественно собранного, весьма недешево.

 

 

Проблемы роста

Лично мне не понятно, какой резон брать китайского «кота в мешке», когда модели известных брендов обойдутся лишь немногим дороже. Поэтому, несмотря на агрессивное нашествие на Россию, добиться серьезного успеха на нашем рынке производителям из Поднебесной будет трудно. Все привыкли, что китайские машины стоят дешево, а когда разница в цене с европейскими или японскими одноклассниками составляет от силы 10—15 %, мотивация к покупке таких машин (учитывая неразвитый сервис, открытый вопрос с качеством и надежностью в долгосрочном периоде эксплуатации, а также низкую ликвидность на вторичном рынке) стремится к нулю. И заявления экспертов, которые прочат «китайцам» 10 % российского рынка к 2020 году, выглядят чересчур оптимистично. Чтобы добиться таких результатов, потребуется гораздо больше времени и открытие собственных производств в России. Пока основную массу китайских машин для нашего рынка собирают на черкесском «Дервейсе», параллельно с этим идет строительство завода компании «Ирито» (официальный дистрибьютор Great Wall Motors) в Липецкой области, где, в том числе, будут собирать модели Haval. Но этого мало! Тем более что никаких льгот от нашего правительства эти сборочные предприятия не имеют — АвтоВАЗ и иностранные автокомпании, имеющие свои заводы в России, сумели защитить себя от китайской экспансии при помощи лобби в высших эшелонах власти.

 

В последние месяцы китайских автопроизводителей буквально прорвало — один за одним в Россию приходят новые бренды из Поднебесной, включая и те, что уже были в нашей стране, но ушли несолоно хлебавши: Brilliance, JAC, FAW, Dongfeng. Конечно, учитывая стагнацию российского авторынка, момент выбран не самый удачный. Однако общее удорожание иномарок, произошедшее из-за девальвации рубля, сыграло китайцам на руку: машины из КНР, предлагаемые по более низким ценам, чем продукция известных брендов, как минимум вызывают интерес. Дабы покупатели не почувствовали подвоха, продавцы из автосалонов объясняют разницу тем, что в случае с автомобилями из Китая им не приходится переплачивать за бренд, в рекламу которого вкладываются огромные деньги. С данным утверждением не поспоришь, хотя справедливо он лишь отчасти. Как уже было сказано выше, китайцы экономят не только на стоимости бренда, но и на всем остальном. И познакомившись с этими машинами поближе, понимаешь, что чудес не бывает: низкая цена, как правило, является синонимом низкого качества, ну а те машины из Поднебесной, в салонах которых голова не кружится от запаха фенола и которые не рассыпаются на части, едва выехав из ворот автосалона, стоят уже совсем других денег.

 

Шабаш пиратов

Говоря про новинки пекинского автосалона, я начал с наиболее качественных представителей местных брендов, к которым, помимо Haval, Haima и Chery, я бы также добавил Changan. Впрочем, и другие автокомпании из Поднебесной стараются, чтобы их продукция походила на иномарки, но некоторые из них делают это буквально, попросту копируя внешность известных моделей. Благодаря им выставка China Auto 2014 напоминала «шабаш пиратов», собравшихся похвастать контрафактной продукцией. На отдельных стендах от обилия автомобильных подделок просто рябило в глазах! Например, компания GAC Gonow показала сразу две «ворованные» модели — пикап с внешностью VW Amarok и кроссовер, облик которого был срисован (не очень умело) с Range Rover Evoque. Дальше — больше! На стенде компании JAC можно было увидеть кроссовер S5, являющий собой пародию на Hyundai ix35, с которого местные умельцы скопировали не только внешность, но и интерьер, правда, при этом они здорово сэкономили на качестве пластмассы. Компания Zotye, чье имя в России пока (к счастью!) не на слуху, показала кроссовер T600 — странный микс, который сзади и сбоку напоминает Audi Q5, а спереди — VW Tiguan. Аналогичным образом поступил еще один не шибко известный за пределами Китая местный автопроизводитель — компания Soueast, показавшая прототип 7-местного кроссовера, который анфас похож на Kia Sorento, а в профиль — на Chevrolet Captiva.

 

В этой истории больше всего поражает даже не сам факт того, что китайцы подделывают машины, а то, с какой беззастенчивостью они это делают. Доходит до того, что контрафакт они клепают прямо под боком у своих иностранных партнеров! Так, компания BAIC, создавшая совместное предприятие с Mercedes-Benz, делает не только оригинальные «мерсы», но и их реплики. На стенде BAIC можно было лицезреть построенную на шасси SAAB копию нового седана C-Class, а также поддельный компактвэн B-Class предыдущего поколения (внешне обе подделки выглядят неплохо, но интерьеры у них ужасающего качества). Точно так же поступает и компания Brilliance, работающая в содружестве с BMW и выпускающая под своим брендом различные вариации на тему баварских моделей. Например, кроссовер V5, сделанный по образу и подобию BMW X1, уже можно купить в России. Но самый верх наглости показали компании Hawtai и BYD: первая переделала выпускаемый по лицензии старенький Hyundai Santa Fe в Porsche Cayenne (!), назвав это чудо-юдо Hawtai B35, а вторая выпустила кроссовер S6, который похож на Lexus RX не только внешне, но и конструктивно — многие детали шасси этих моделей взаимозаменяемы.

 

 

 

В Китай на ПМЖ

На фоне премьер китайских марок, от обилия которых голова шла кругом, дебюты новинок иностранных автопроизводителей казались уже не столь интересными. Во-первых, их было в разы меньше, а во-вторых, после вызывающе эпатажных моделей из Поднебесной самые яркие концепты именитых брендов выглядели довольно заурядно. Помимо упомянутого в начале нашего рассказа Mercedes-Benz Coupe SUV, к ним можно добавить прототип Land Rover Discovery нового поколения (одновременно с Пекином его показали на автосалоне в Нью-Йорке), экспериментальный кроссовер Audi TT и две перспективные разработки от французов, также относящиеся к сегменту кроссоверов: Citroen C-XR и «премиальный» DS 6WR. Любопытно, что две последние модели, хоть и являются «родственниками», представлялись на разных площадках. Ведь DS — это теперь самостоятельный бренд, на продажи которого в Китае французами делается большая ставка. Для этого сборка всей линейки DS будет налажена в Поднебесной, и новый кроссовер китайцы смогут купить раньше других.

 

 

Еще одна французская новинка, ориентированная на рынок Китая, — седан Peugeot 408. Модель, сделанная в том же ключе, что и получивший титул «Автомобиль 2014 года в Европе» хетчбэк Peugeot 308, отличается от последнего менее дизайнерским интерьером и более просторным задним рядом сидений, ставшим таковым за счет увеличенной колесной базы. Эту модель также будут выпускать в Китае, причем сборка начнется уже в этом году. А вот на конвейере калужского завода, где сейчас собирают его предшественника, новый Peugeot 408 появится только через год. То же самое касается «глобального» бюджетного седана Ford Escort, который был показа в Пекине в статусе серийной модели. Производство этого автомобиля, построенного на упрощенной платформе Ford Focus, должно быть запущено в Поднебесной ближе к осени, а на других рынках, включая российский, он появится не раньше следующего года.

Новости по теме

Статьи по теме

Тест-драйвы