печатная версия
журнала /
июл 2017 /
#54
Про автомобили в деталях

Колонка редактора

В российских автокомпонентах российскими оказались налоги и электричество

В российских автокомпонентах российскими оказались налоги и электричество

Пять производств запчастей за четыре дня. Проехались по российским поставщикам АвтоВАЗа, VAG и PSA. Впечатлений два. Первое — положительное. Все работает, все потихоньку развивается, инвестируется, интегрируется, проектируется, контрактуется, поставляется и даже продается. Два основных посыла: «Чем больше оборот машин на вторичке, тем больше запчастей продается» и «Готовы работать со всеми автозаводами, которые готовы работать с нами». Так что особого кризиса никто не заметил: спад поставок на конвейер способствовал росту продаж запчастей на вторичном рынке.

Второе впечатление — ожидаемое расстройство. Расстройство от того, что буквально никто из российских производителей запчастей (подчеркиваю, не мировых брендов, работающих в России, а именно отечественных производителей) в полном смысле производителем не является — это все сборщики. Сборщики, которые на импортных станках из импортного сырья по импортным лекалам и стандартам и даже иногда импортными руками (!) собирают запчасти.

За точные цифры не отвечу, но есть подозрение, что процент локализации произведенных в России иномарок и новых моделей Lada в реальности можно смело делить на два, поскольку процент локализации самих «российских» запчастей в реальности, дай бог, если больше половины. Хотя есть и исключения: например, один из цехов в Тольятти продолжает делать запчасти для «Классики» — вот там, нет сомнений, все наше, потому что из времен, когда все делали сами.

Окончательную точку в вопросе «локализации» ставит закупка... американской пыли для проверки и сертификации российских фильтров. Отечественная пыль (она же — высушенная и перемолотая грязь), оказывается, не подходит, хотя по абразивным свойствам превосходит американскую. Причем закупка в США происходит «всерую», поскольку санкции.

В качестве вывода хочется заметить, что у цивилизованной и богатой Европы, а также Японии или Южной Кореи тоже нет ни «Гугла», ни «Фейсбука», ни "Айфона", ни «Теслы». Зато в этих странах безостановочно клепают станки, заготовки, металлопрокат, бумагу, пластиковые формы и прочие товары промышленного назначения, включая, конечно, промышленных роботов, которые покупает весь мир по миллиардным контрактам.

В российских автокомпонентах российскими оказались налоги и электричествоВ российских автокомпонентах российскими оказались налоги и электричество

Причем, если прекратятся поставки этого оборудования и сырья, часть мировых (и наших в первую очередь) производств через некоторое время просто встанет, а вот если загнутся Facebook и Google, ни к чему, кроме как к увеличению производительности труда в офисах, это не приведет...

Российский поставщик компонентов VAG особо отметил, что они наконец-то смогли купить себе соответствующий бесшумный станок для автоматической нарезки бумаги в нужный размер. Вторые мечтают купить новую промышленную печь, третьи — специальный сварочный аппарат и автоматический сортировщик. Все это, безусловно, импортное и очень дорогое. Конечно, очень здорово, когда страна является автором мировых информационных, цифровых и компьютерных технологий, но, черт побери, может быть, мы будем ориентироваться на свои нужды, а не на те, что сочатся из всех информационных щелей?!

Вы всё про цифровую экономику, беспилотные машины, электромобили, танчики, уберы, ватсапы и счетчики калорий для айфона... А можно поинтересоваться, сколько в российских краудфандинговых проектах инновационных станков по нарезке бумаги и нанотехнологичных промышленных печей? Сколько автоматических сортировщиков мирового качества и дисконтной цены показано в Сколково? То есть всего того, на что наши производственники тратят миллионы евро за рубежом, фактически спонсируя развитие «их» технологий!

Вопросы, конечно, риторические, но все чаще позволяющие обратиться к отечественной истории, вспоминая, что принудительная индустриализация страны была очень неплохим стратегическим решением его руководства.

Самые популярные

Автоновости

Тест-драйвы