печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Колонка редактора

АвтоВАЗ не может жить в конкуренции

АвтоВАЗ не может жить в конкуренции

Последние несколько месяцев всероссийский гигант и последний «вздох» отечественного автопрома, который, правда, уже давно продан зарубежному альянсу, присылает пресс-релизы о том, что успехи компании так велики, что она чуть ли не каждый месяц отгрызает все большую и большую долю умирающего отечественного авторынка. Последний релиз свидетельствует о том, что доля в России уже поднялась до 20 % и продолжает увеличиваться.

Аффилированные с АвтоВАЗом финансовыми отношениями, но не замаранные профессионализмом и экономическими знаниями автомобильные СМИ тут же начали пропагандистскую атаку в Интернете, что Жигули стали настолько прекрасны, что в тяжелейший кризис их продажи вытесняют с рынка иномарки целыми пачками, а народ в своих снах уже давно управляет мечтой не в виде Toyota Camry, а в образе Lada Granta или Largus.

Что же происходит в реальности? А реальность, как всегда, резко отличается от релизов, написанных хорошо покушавшими менеджерами, со стола которых кормятся и впрямую цитирующие их СМИ.

Если поднять статистику десятилетней давности, то окажется, что доля АвтоВАЗа в 2005 году составляла ни много ни мало 48,7 %, то есть половину всего российского рынка. За десять лет гордость нашего автопрома, обратно пропорционально росту благосостояния населения, скатилась по этому показателю до отметки 17,7 % (сокращение почти в три раза), полностью капитулировав под натиском иностранных брендов. Для части наших либерально настроенных граждан, любящих кричать, как наша власть вместе с ее президентом довела страну до «нищенства» народа, перевожу: грубо, сегодня из десяти проданных в России новых автомобилей восемь — это иномарки. Десять лет назад соотношение было 3:2 в пользу отечественных брендов.

Почему же сейчас, в самую трудную для рынка минуту, у АвтоВАЗа идет подъем? Не принижая заслуг нынешнего главы компании Бу Андерссона, таланты которого и борьба со многими аспектами ведения нашего бизнеса, безусловно, заслуживают низкого поклона без всякой иронии, окажется, что АвтоВАЗ просто не способен функционировать в конкурентной среде - бизнес-план товарища Косыгина и история создания автозавода никогда этого не подразумевали. АвтоВАЗ был создан для другой страны с другим количеством населения и состоянием рынка.

АвтоВАЗ не может жить в конкуренции

Так что сегодня доля гиганта растет не из-за увеличения продаж, которые у АвтоВАЗа точно так же рухнули, а по одной-единственной причине — массовому уходу с рынка конкурентов. Вспомните, несмотря на увольнение рабочих по программе сокращения издержек, резкое расширение модельного ряда и массу госпрограмм поддержки, 2014 год АвтоВАЗ закончил с чудовищными убытками в размере 25,4 млрд рублей.

А теперь давайте посмотрим, когда начался подъем. За первый квартал 2015 года у компании отмечается прибыль в размере 796 млн. Это не в то ли время, когда посыпались все игроки рынка, ушли Opel и Chevrolet, когда многие иностранные компании сократили и производство, и свои модельные линейки чуть ли не до двух-трех машин, а продажи остальных обвалились на 80–90 %?

Анализируя успех, нельзя было не прийти к единственному выводу, который господин Андерссон, собственно, и озвучил на организационном заседании комитета Союза машиностроителей еще в марте 2015 года: запретить продажу иномарок на территории России, подняв и без того огромные таможенные пошлины. Иных выходов для получения АвтоВАЗом прибыли, судя по всему, не осталось даже у талантливого шведа.

Самые популярные

Автоновости

Тест-драйвы