печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Колонка редактора

Автопилот в машине — это пока миф

Автопилот в машине — это пока миф

Нет, то, что автопилот уже существует и применяется, конечно, не миф — самолеты, суда и космические корабли уже давно бороздят просторы в автоматическом режиме. Что их всех объединяет? Просторы, именно просторы. Все вышеупомянутые средства передвижения, простите за тавтологию, передвигаются в трехмерном пространстве в условиях почти полной свободы и почти полного отсутствия «окружающей действительности», то есть физических помех. Появление любой — почти гарантировано катастрофа. А вот автомобиль помехами окружен ежесекундно и в огромном количестве.

Однако это не мешает всем автопроизводителям ежемесячно запускать в СМИ новости о том, что вот еще чуть-чуть... вот мы еще обкатываем, но уже всё готово... серийный запуск не сейчас, но после обеда точно состоится. Короче, автопилот в машине уже реальность! Будущее наступило! Становимся в очередь.

Не избегают этого автопилотного тренда даже в КамАЗе, который тоже вбросил в пространство релиз о том, что вот-вот, буквально потерпеть до 2025 года, раньше «Гугла» и Пентагона, наш родной чадящий самосвал мусор на свалку будет отвозить полностью сам. Ну а что?! Все же говорят, что делают, а мы чем хуже?! А то как-то не инновационно и даже не нанотехнологично. В правительстве не поймут.

Почему такая у всех спешка с внедрением автопилота? Образованным инженерам-разработчикам — то есть крайне небольшой части людей планеты — просто очень интересно применить все свои знания и умения. А вдруг получится?! А вдруг поедет?! Но для избегания рисков абсолютно все они пишут, что результат их работы — это всего лишь дополнительный помощник водителю, который ни в коем случае не должен на него полагаться. Это как бы автопилот, конечно, но такой... пока не автопилотный. В общем, руль не отпускайте, по сторонам смотрите — если что, мы не виноваты.

Потенциальные владельцы обычно слышат только слово «автопилот» и первое, что делают, — отпускают руль и не смотрят по сторонам. Смотрят в айфон. Вообще, стремление основной массы человечества при первой же возможности отключить мозг (кому, конечно, есть что отключать), если честно, уже пугает. Не останавливают даже трагедии со смертельным исходом вроде случая с Tesla.

На самом деле ни в 2025-м, ни в 2030-м, ни, скорее всего, даже в 2050-м никакого серийного производства автомобилей с полноценным автопилотом не будет. Ни там, ни тем более у нас. Вот так, чтобы как в кино — сел, сказал машине «домой!» и лег спать, — не будет. И причин на то даже не одна.

Во-первых, для внедрения автопилота понадобится, по сути, искусственный интеллект — ведь количество переменных (помех) и прогноз их действий вокруг автомобиля просто зашкаливающий: только не всегда адекватных водителей и таких же пешеходов вокруг сотни, и действие каждого нужно будет предугадать — иначе возможна трагедия. Что-то я не слышал, чтобы человечество приблизилось к созданию имитации мозга. Это вам не знаки и разметку радарами считывать.

Сколько все это будет стоить, включая как сами машины, так и инфраструктуру для них, — даже представить сложно, не говоря уже о прибылях. Наш Минтранс, правда, уже заявил, что к 2050 году только по России будет ездить... не то миллион, не то одиннадцать миллионов (!) беспилотников, поэтому для них нужно уже начинать строить отдельные роботрассы. Срочно осваиваем бюджет!

Еще одна глобальная проблема — никто из работающих над созданием автопилота так и не смог пока ответить на вопрос, кто же несет ответственность, если, не дай бог, что-то случится. Водитель? Машина? Компания-производитель? Разработчик ПО? Или государство, которое все это разрешило? Трупы в ДТП на кого списывать? Под суд кто пойдет, если водитель сидел на заднем сиденье и читал журнал — программист операционки автопилота или сборщик, который вставлял блок на заводе? А ведь чуть что, прозорливые западные клиенты робоавто (из тех, кто выживет в ДТП) через три минуты побегут в суд с миллиардным иском к любимому производителю.

У нас, конечно, в суд пойдут вряд ли — обматерят автопилотный КамАЗ, достанут кувалду, позовут кузькину мать, и Петрович поедет мусор отвозить дальше уже сам за рулем. Оторвавшись от айпада, в правительстве скажут, что таргетирование инноваций не в полной мере определило фактор стратегического развития, но модернизация — ключевая задача для конъюнктуры нанотехнологичного производства.

А может, лучше на дороги асфальт положим? А то не везде еще он есть...

Самые популярные

Автоновости

Тест-драйвы