печатная версия
журнала /
май 2017 /
#52
Про автомобили в деталях

Досуг

Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6

Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6

Mazda. В сегменте массовых автомобилей эта марка является живым воплощением двух составляющих – дизайна и драйва. За первый отвечает стиль Kodo, который многих пленяет прямо в автосалоне ещё до посадки за руль. Есть название у Mazda и для своего второго я – Jinba Ittai, или «единство скакуна и всадника». Понять его можно и при обычной езде – настолько автомобили Mazda послушны и интересны в управлении. А вот чтобы проникнуться самурайским девизом, нужен настоящий драйв – тот, который можно получить только на гоночном полигоне. Так что отправляемся в Сербию на трек Navak.

На этот раз поездка на гоночное кольцо получилась необычной. Вместо привычных и ожидаемых объездов конусов на разной скорости и прохождении круга на время, собравшихся журналистов ждали очень специфические задания, финалом которых должно было стать настоящее каскадерское соревнование. Но до этого предстояло пройти целый день тренировок под руководством профессиональных инструкторов. Причем обучали они очень нестандартным навыкам управления.

Вообще курсы повышения квалификации вождения, как правило, бывают двух видов — контраварийной подготовки и гоночного пилотирования. Чем они отличаются, можно узнать из нашего репортажа и интервью с мастером спорта международного класса по автогонкам Александром Львовым. Однако есть еще один вид тренировок, который доступен далеко не всем — это обучение водителей спецслужб и фирм, занимающихся охраной. Именно на такой подготовке и специализируются инструкторы полигона Navak, программу которого предстояло пройти собравшимся журналистам.

Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6

Водители автомобилей спецслужб или высших лиц государств — это профессионалы экстракласса, обладающие подготовкой, которую не могут повторить порой чемпионы по автогонкам. Увести из под обстрела многотонный бронированный лимузин длинной за пять метров — это вам не скоростной круг на спорткаре проехать. В России подобная подготовка тоже проводится, в частности, для нужд государства существует «Спортивный клуб ФСО», который готовит соответствующих водителей.

Первое задание поначалу казалось несложным - предстояло пройти хорошо знакомую змейку, отработка которой входит в программу почти всех курсов вождения. Первая неожиданность — змейку необходимо было пройти в маятниковом заносе, то есть, «размотать» машину из стороны в сторону, объезжая при этом конусы. Вторая неожиданность — пройти это нужно было на автомобилях Mazda3, которые по своей переднеприводной сути к заносам никак не склонны. Для того, чтобы облегчить ситуацию, инструкторы пошли на хитрость и перекачали задние колеса машин — так сорвать в занос переднеприводные авто гораздо проще.

Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6

Задавать направление точным рулем послушной и легкой Mazda3 было несложно. Главная проблема задания заключалась в контроле именно заносов. Японские седаны действительно легко срывались в скольжение с первого же конуса, однако дальше была необходима филигранная работа акселератором — ослабишь напор и машина на сухом асфальте быстро стабилизируется, переборщишь — и тебя тут же развернет, или снесешь конус «провалившейся» кормой. И то, и другое — незачет. Причем, даже если неплохо начнешь выполнение задания, продержаться ровно и под полным контролем до самого конца получилось не у всех.

Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6

Mazda3 – машина атмосферная. Низкая посадка, плотные сиденья, точно ложащийся в руки небольшой руль и аутентичный щиток приборов со спидометром по центру. Для завершения спортивной атмосферы не хватает только ковшей и настроенного выхлопа. Mazda3 определенно нужна какая-нибудь Sport-версия, желательно с мощным мотором.

Еще одно задание для «Трешки» - «работа ручником». Удивительно, но привычное многим начинающим автомобилистам хулиганское действие, разворачивающее автомобиль на 180 градусов «через нос», оказалось для многих сложной проверкой на координацию и чувство габаритов. Дело в том, что задание необходимо было пройти в комплексе: в ограниченном пространстве сделать вокруг фишек «восьмерку», не вылететь в гравий и остановиться через разворот четко в размеченном квадрате.

Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6

Основной сложностью оказалось то, что часть водителей никогда не воспринимала «ручник» как помощника в управлении автомобилем, используя его исключительно по назначению. Так что вместо экстренного корректировщика направления движения, инструкторы не раз увидели езду мимо траектории на заблокированных задних колесах вместо быстрых и резких разворотов вокруг конусов.

Похожее, но обратное в основе действие предстояло преодолеть уже на седанах Mazda6.  Знаменитый «полицейский разворот» или разворот на 180 градусов вокруг задней оси оказался одним из простых заданий спецподготовки, за исключением того, что не все ожидали, что этот «голливудский эффект» выполняется как раз без применения ручного тормоза. Резкий разгон задним ходом, выключение рычага автомата в «Нейтраль», легкий выпад рулем в одну сторону и тут же глубокий выворот в другую — все, под громкое визжание покрышек красавица Mazda6 прописывает передними колесами дугу вокруг задней оси, после чего водителю остается лишь успеть вовремя щелкнуть автомат в «Драйв» и направить машину точно в противоположном направлении.

Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6

Последнее, как правило, и вызывает основные сложности, требующие коррекции — с первого раза развернуть машину точно на 180 градусов и поехать дальше без паузы получалось не с первого раза. Несколько повторений несложного задания довольно быстро переросли в навык, так что к третьему-четвертому разу чисто «крутануть» Mazda6 получилось почти у всех.

Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6

Буквально недавно Mazda6 в топовом исполнении с мотором 2.5 побывала на нашем длительном тесте, в котором мы успели не только сравнить красивую «японку» с одним из главных конкурентов, но и съездить на седане в Карелию.

Одно из самых сложных заданий, в котором участникам пришлось бороться не столько с полным отсутствием опыта его выполнения, сколько с психологическим блоком — необходимо было протаранить и выкинуть с трассы автомобиль соперника! Наиболее сложно выполнить подобное оказалось для участвующих в программе подготовки девушек — фактически предстояло преодолеть все запреты автошколы и правил дорожного движения, которые вбиваются в голову водителей, и осознано пойти на создание ДТП. Получилось это далеко не у всех — догнав условного преступника, у некоторых просто не хватало духу на скорости около 50-60 км/ч ударить своим автомобилем в корму другого. Подобный трюк многие наверняка видели в кино, и могут подумать, что сложность его выполнения невелика. На самом деле, такой таран выполняется в несколько этапов и не очень прост в реализации.

Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6

Таранить и разбивать новенькие Мазды организаторы не решились — жалко. Поэтому роль, в прямом смысле слова, боевых автомобилей исполняли олдскульные Mazda6 первого поколения, дополнительно усиленные специальной защитой по периметру, которая, однако, не спасала от повреждений.

Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6

Хотя условия были лабораторными — догоняемый автомобиль «не сопротивлялся», то есть не вилял и не изменял скорость — точно выполнить действие с первого раза не получилось даже у тех, кто морально был готов ударить в борт другую машину. Дело в том, что для плавного и стопроцентного выбрасывания автомобиля с трассы, необходимо не просто ударить машину в задний борт, а войти с ней сначала в своеобразный клинч — прижаться передним крылом своей машины о заднее чужой, а затем уже резким действием рулем развернуть преследуемого против хода, после чего от возникшей инерции не улететь с дороги самому. А еще не повредить колеса — удары о крылья часто приводят к мгновенному порезу покрышек и почти гарантированной потере управления.

Финальным заданием стало самое адреналиновое и сложное, но и самое интересное упражнение — погоня со стрельбой. Фактически двум экипажам журналистов предстояло выполнить реальное «боевое» задание водителей охраны — на полной скорости увести от обстрела автомобиль с VIP-персоной, прикрывая его от пуль машиной сопровождения. Бандитами выступали инструкторы, преследующие экипажи и стреляющие по ним шариками с краской из ружей для пейнбола. Выигрывал тот экипаж, на машине которого в итоге оказывалось меньше всего попаданий.

Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6

Легче водителю, везущему VIP-пассажира. Он едет первым,  а потому его задача - максимально оторваться от преследователей, не потеряв контроль над автомобилем и не вылетев с трассы. А вот у пилота машины сопровождения — фактически комплекс задач, невыполнение каждой из которых в полном смысле слова смертельно опасно.

Во-первых, у водителя реально получается разрыв мозга, потому что один глаз должен следить за машиной «бандитов» сзади, а второй за прикрываемым авто спереди. При этом еще необходимо следить за траекториями трассы, линиями огня и прикрытия, управляя при этом на полной скорости своим автомобилем. Задача, мягко говоря, почти невыполнимая.

Особая сложность в поворотах — именно в них автомобиль с VIP-пассажиром оказывался максимально уязвимым и открытым для огня. Догнать охраняемую машину, рассчитать траекторию поворота и перекрыть линию обстрела сзади, при этом самому удержавшись в вираже, стало самым трудным из всех заданий.

Конечно, будь все это реальностью, живым бы ни ушел никто, а потому сжалившись над новичками, инструкторы засчитывали за успех те экипажи, у которых не нашлось следов краски на стеклах, а на кузове их оказывалось меньше десятка.

Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6

Итог дня и усвоенных уроков вылился в экзамен, который проходил уже под покровом ночи. В полной темноте два экипажа с охраняемым пассажиром должны были доехать до импровизированного ресторана, откуда после выполнения легкого творческого задания стартовать до точки конечного назначения, путь куда ещё необходимо было правильно определить в темноте. И все это на время! Сюрприз и усвоение навыков организаторы устроили именно на втором отрезке, где вновь появились «стреляющие бандиты»! Ну а дополнительного перца добавили взрывы пиротехники, которые организаторы установили по трассе.

Каков итог?

Будет откровенны, экипажу нашего журнала призовых мест не досталось, хотя в отдельных упражнениях мы выступили лучше остальных, что и отметила протокольная ведомость. В очередной раз подтвердилась мысль о том, что умение управлять автомобилем – это результат безостановочных тренировок. Годы водительского стажа тренируют скорее умение прогнозировать и избегать определенные ситуации в транспортном потоке. А вот чувствовать и контролировать машину, то есть обретать тот самый Jinba Ittai, конечно, желательно на гоночном треке.

Змейка, таран и уход от погони: проверяем навыки спецподготовки на Mazda3 и Mazda6

Причем машина должна быть соответствующая. Благо, в наших руках были хоть и гражданские, но все-таки талантливые японские «скакуны». Mazda3 – это по-прежнему «забияка», хоть и заметно разбавленный комфортом. Легкость самой машины и точность управления ею чувствуется в каждом повороте! Один нюанс – не хватало мощности. Для полного раскрытия характера «Трешке» нужен мотор сил в 150-170. Но, увы, даже со 120-сильным двигателем импортная Mazda3 в России выбивается из привлекательного ценового диапазона.

Куда эффективнее и выгоднее старшая Mazda6. Более мощный седан едет не менее азартно, зато более основательно. В нем чуть больше ощущается инерция, чуть заметнее масса и длина. Меньше воздушности, зато больше уверенности и напора. Но, признаемся, проходить скоростные карельские серпантины, красуясь прекрасными внешними данными, на Mazda6 нам понравилось все-таки больше, чем испытывать большой седан «полицейскими разворотами» и объездами конусов. Бизнес-класс все-таки…