печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Досуг

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

Год назад в журнале «Движок» вышел критический материал о состоянии одной из самых известных дорог страны – трассы «Россия» между двумя столицами. Тогда за одну зиму тестовых испытаний на М10 у нас «погибли» три зимние покрышки, один литой диск и лобовое стекло. Пришло время посмотреть, что же сделано с трассой за год.

В прошлый раз мы стартовали из Петербурга в Москву на Citroen C4 Picasso с дизельным мотором и низкопрофильными покрышками, одну из которых в итоге и пришлось выбросить после того, как мы попали в огромную яму и получили сильнейший удар.

Сделав выводы, мы подготовились основательнее: нашим боевым другом на этот раз стал монументальный, но вызывающе яркий пикап Toyota Hilux нового поколения. Само собой, дизельный, с полным приводом, огромными высокопрофильными шинами и дополнительным освещением - чтобы уж точно нигде не застрять, ничего не пробить, под летящие камни не попасть и без света не остаться.

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 годТрасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

И выезжаем мы на этот раз из Москвы, чтобы заодно «зацепить» и недавно открытый платный участок (в объезд ближайших пригородов на Ленинградском шоссе), уже успевший вызвать массу негодования водителей стоимостью проезда.

Москва - Клин

Съезд на платную магистраль, получившую название М11, находится посреди участка МКАД между Дмитровским и Ленинградским шоссе. Проехать мимо невозможно –  дорожные указатели висят дважды.

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

В общей сложности протяженность нового участка составляет 50 км и включает два промежуточных съезда: на Международное шоссе в аэропорт Шереметьево и – в Зеленоград. Магистраль представляет собой качественную шестиполосную дорогу, сузившуюся из-за метели до четырех полос. В последнем страшного ничего нет, поскольку новая трасса пока не очень загружена. Однако и то, что по ней совсем никто не ездит из-за задранных тарифов, тоже не совсем правда. Например, от МКАД до аэропорта поток машин присутствует, до Зеленограда доезжают немногие, ну а до финального Солнечногорска, действительно, единицы.

50 км платного участка проносятся за несколько минут без светофоров, без заторов и без прочих «прелестей» автомобильной жизни Подмосковья. Стоимость этого удовольствия немалая – 450 рублей с легковушки за разовый проезд. Честно признаемся, возвращались мы в Москву по бесплатной Ленинградке, потратив час на пробки в Химках.

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 годТрасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

Участок от Солнечногорска до Клина не изменился – несколько светофоров и не самых больших заторов. По обочинам всё та же хаотичная масса торговых точек, рынков, ларьков, магазинчиков вперемешку с машинами ДПС и их экипажами, а также камерами наружного наблюдения. Жизнь в стиле «купи-продай» тут не замирает никогда.

Клин - Озерный

По сути, данный участок трассы М10 очерчивает границы Тверской области, в которой есть два знаковых фрагмента – в окрестностях Торжка и Вышнего Волочка. Однако и остальная часть дороги по-прежнему оставляет массу впечатлений, увы, не самых лучших.

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

Отрезок от Клина до самой Твери – это, судя по всему, главный источник дохода местного бюджета. 90% штрафов, которые приходят к нам в редакцию после автопутешествий по всей стране – «родом» именно отсюда. Населенные пункты тут перетекают из одного в другой, так же как и «штрафные» камеры. Причем в некоторых деревнях ограничения скорости есть, в некоторых – нет.

Местные водители и некоторые фуры, видимо зная о неработающих «фиксаторах», не сбавляют скорость, отчего регулярно подгоняют незнающих автомобилистов, подталкивая их к нарушениям ППД в дальнейшем. Качество дорожного полотна на участке разное, но в целом приемлемое: где-то уже положили новый асфальт, где-то остались колеи, а где-то и выбоины с трещинами.

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 годТрасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

Стоит отдать должное коммунальщикам. То ли напугавшись орской трагедией, то ли ещё по какой причине, этой зимой мы наблюдали беспрецедентное количество уборочной техники по всей трассе М10 вне зависимости от региона. Правда, снег вместе с песком и реагентами сгребается ко дворам жителей окрестных деревень. Жизнь вдоль трасс – исторически сложившаяся традиция, мешающая, увы, и жителям, и автомобилистам.

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

Резко выскочить из снежной каши обочин и быстро вклиниться в нескончаемую вереницу грузовиков для обычной легковушки нервная задача – надо ждать «дырку» в колонне или любезного дальнобойщика. С полным приводом - благо Toyota Hilux иным не бывает - маневр упрощается и ускоряется вдвое.

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 годТрасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

Скрывать нечего, западный от Твери участок трассы до сих пор самый «убитый» из всей дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. От количества заплат, которые уже сами пришли в полную негодность, рябит в глазах. Езда на обычной легковушке превращается в опасный слалом. Именно здесь по обочинам наблюдается максимальное число кусков, а то порой и покрышек целиком. В прошлом году здесь мы лишились двух колес.

Правда, в этот раз нашему пикапу всё нипочем – с высоченной по профилю резиной, рамой в конструкции и непробиваемой подвеской можно даже скорость не сбавлять. До пассажиров Hilux доносятся лишь бесшумные потряхивания.

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 годТрасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

Таки достроили «разобранный» до грунта участок в окрестностях Торжка. По крайней мере, он закатан в асфальт, правда разметки ещё нет - ночью здесь нужно соблюдать особую осторожность. Ну а после населенного пункта Большая Киселенка начинается долгожданный платный участок дороги вокруг Вышнего Волочка. Около 85 км ровнейшей магистрали, на которой можно сэкономить около 30 минут чистого времени и от часа до бесконечности в случае затора в самом Волочке. Цена вопроса – 240 рублей. Этих денег не жалко.

Съезд с платного участка означает начало движения по трехполосной дороге – самому неудобному и опасному отрезку трассы М10. Как мы уже говорили, с учетом сверхинтенсивного трафика, львиную долю которого составляют большегрузные  автомобили, двигаться по дороге с постоянно сменяющимися полосами очень тяжело. Каждый километр-полтора либо оттормаживаешься, либо уходишь от столкновения, выжимая из мотора все силы.

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

Великий Новгород – Санкт-Петербург

Сам по себе новгородский участок трассы ровный, но таит в себе неприятные сюрпризы, а именно единичные глубокие выбоины, встречающиеся по краям дороги. В сырую погоду их полностью скрывает вода – заметить невозможно, а попадание в такую яму колесом на скорости около 100 км/ч - почти гарантированный разрыв покрышки. В прошлом году мы убедились в этом на личном опыте.

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 годТрасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

Из-за песка и реагентов, постоянных осадков и безостановочного трафика, расход омывающей жидкости за дорогу из Москвы в Петербург составляет не меньше четырех-пяти литров. А при наличии омывателей фар может уйти и вдвое больше.

На последнем участке трассы ко всем сложностям пути добавляется природный – наступает ночь. В темноте видимость падает вдвое, во-первых, по причине постоянно грязного лобового стекла, во-вторых, из-за того, что грязью полностью закидывает задние фонари едущих впереди фур. Падает скорость, удлиняется и без того долгий и тяжёлый путь.

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 годТрасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

При приближении к Ленинградской области трехполосная дорога уступает место нормальной, где по две полосы в каждую сторону. Но добавляется новая проблема – нерегулируемые пешеходные переходы в каждом населенном пункте. Последних, конечно, не столько много, как в Подмосковье, но частота их резко увеличивается.

Сами пешеходные переходы обозначены ярко, не заметить их невозможно, но вот появляющихся на них из темноты пешеходов увидеть заранее через заляпанное лобовое стекло можно не всегда. Приходится всё время быть в напряжении и сбрасывать скорость не то, что до 60 км/ч, а ещё ниже. Радует по сути одно – деревни вдоль трассы в большинстве случаев почти вымерли и напоминают призраков, так что переходящих дорогу людей мы видели очень редко. Смотреть на эту разруху, конечно, грустно.

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

Петербург встречает мраком. Московское шоссе на подъезде к городу по-прежнему в стройке: расширяется сама трасса, а также продолжает возводиться новая развязка к соседнему Колпинскому шоссе. Всё это должны были сдать в эксплуатацию ещё осенью 2015 года. Разметки пока нет, также как и освещения, хотя фонарные столбы за год поставили. Явные сужения из-за ремонта исчезли, отчего пробки в город вечером нет совсем, а в обратную сторону наблюдается традиционный небольшой затор в районе перекрестка на Московскую Славянку. Ну а дальше начинается прекрасный, хоть и обыкновенно пасмурный Санкт-Петербург…

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

Каков итог?

Сказать, что за год ничего не изменилось, конечно, не получится. В конце концов, за эту зиму ни один наш тестовый автомобиль на трассе М10-М11 не пострадал, тьфу-тьфу.

Сдан отличного качества, но немалой цены платный участок в объезд всех пробок из Москвы. Появился асфальт на пока ещё строящейся дороге вокруг Торжка. Залатали самые большие дыры на новгородской объездной. Этой зимой нет никаких претензий к работе коммунальных служб по очищению трассы от снега. В общем и целом, поездка на машине по трассе «Москва-Петербург» по сравнению с прошлым годом упростилась и улучшилась. Даже по себе заметили - количество ненормативной лексики, произнесенной за рулём, уменьшилось значительно. Но пока дорога ещё очень далека от романтического слова «путешествие». Это по-прежнему напряженная работа водителя в течение 9-10 часов.

Словом, претензий осталось три: качество полотна в Тверской области, которое, надеемся, рано или поздно всё-таки улучшится, медленная работа на ремонтируемых и возводимых участках и огромное количество населенных пунктов, некоторые из которых уже трудно назвать населенными. Проходи вся трасса в стороне от полувымерших деревень, как это сделано на платных участках, впечатления были бы совсем другими…

Уже который раз мы убеждаемся в экономичности дизельных двигателей. Toyota Hilux с мотором 2.4 на тяжёлом топливе стал очередным участником наших тестов, который доехал из Москвы в Санкт-Петербург на одном баке. Напомним, что ни одной бензиновой машине этого сделать ещё не удалось.

Трасса М10 «Москва-Петербург»: что сделано за 2015 год

Средний расход топлива, которое мы заливаем исключительно на станциях компании «Газпромнефть», составил 9,1 литра на 100 км. И это для здоровенного пикапа массой хорошо за две тонны. А общая стоимость поездки с учетом платных участков - 2 890 рублей.