печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Досуг

Трасса М10 Москва-Петербург: 700 километров страха и ненависти

Трасса М10 Москва-Петербург: 700 километров страха и ненависти

Две столицы, два самых больших и красивых города России, два символа нашей страны соединяет автомобильная федеральная трасса М10 «Россия». Подсознательно кажется, что туристическая прогулка на машине из одной столицы в другую превратится в увлекательное и красивое историческое приключение по стопам Радищева. Увы, наша реальность иная…

 

Для большинства россиян трасса М10 известна, прежде всего, по зимним выпускам новостей, когда из-за очередных капризов природы или крупных аварий, дорога становится непреодолимым препятствием, в первую очередь, для тяжелых грузовиков, которые собой в итоге перекрывают всю трассу, образуя многокилометровые заторы.

 

 

Близость к дороге всех федеральных средств массовой информации автоматически превращает московско-питерскую новость во всероссийскую проблему. Депутаты, случайно или нет оказавшиеся в «пробке», тут же берутся за раздражающих своими машинами дальнобойщиков с предложениями и мерами «по дальнейшему ужесточению и наказанию», прокуратура начинает проверки, дорожные комитеты и службы оправдываются недостаточным финансированием и лишь МЧС, кранами и тягачами очистив трассу, вновь запускает движение.

 

Все выдыхают, СМИ разъезжаются, госорганы успокаиваются, а народ забывает о существовании этой дороги ровно до следующего обильного снегопада и посвященного ему выпуска новостей.

 

 

Проблемы, однако, никуда не деваются. Более того, приход зимы лишь обнажает количество этих проблем, превращая трассу М10 «Россия» в настоящий испытательный полигон для водителей, в прямом смысле, рискнувших отправится по ней. Итак, едем из Санкт-Петербурга в Москву на Citroen C4 Picasso.

 

Участок «Санкт-Петербург – Великий Новгород»

 

Первая часть пути протяженностью около 200 км начинается не с приятных воспоминаний о пребывании в граде Петра, а с «влипанием» в ежедневную «пробку». Выездной «артерией» из Петербурга на Москву служит собственно Московское шоссе, являющееся, как не трудно догадаться, одной из самых загруженных трасс города.

 

Не только потому, что ведет в столицу России, но и потому, что вдоль дороги расположено большое количество производственных предприятий, «разгрузочных» складов, таможенных терминалов и главное, несколько «закольцевых» жилых районов, попасть в которые можно только автомобильным транспортом.

 

 

Главной же причиной регулярного затора на данный момент является строительство разворотной колпинской развязки, которая в будущем должна соединить Московское и соседнее Колпинское шоссе. Окончание работ, начавшихся в 2013 году, запланировано на конец 2015 года. Так что, выезжая из или въезжая в Петербург в ближайший год, нужно точно подгадывать время, избегая утреннего и особенно вечернего час-пика.

 

Само же Московское шоссе представляет собой не широченную, учитывая значение, магистраль, а на всём протяжении обычную четырехполосную дорогу, благо, что недавно отремонтированную и оттого более-менее ровную. Участок непосредственно у подъезда к городу полностью лишен освещения и частично разметки, а в месте строительства эстакады рабочими отгорожено два опасных объездных поворота.

 

 

Повсеместно к строительной грязи с обочин, слоем добавляется антиоблединительная смесь - песок с солью, так что «чистота» автомобилей и, главное, их систем освещения соответствующая. Ночью данный участок представляет собой одно опаснейшее черное пятно в лобовом стекле, с неожиданными вспышками перед тобой стоп-сигналов. В следствие чего, самая распространенная авария, окончательно стопорящая процесс движения у подъезда или выезда из Санкт-Петербурга – «догон в корму» едущего впереди автомобиля.

 

 

Вырвавшись с боем из Северной столицы за тосненскую объездную, наступает довольно длительный (вплоть до Новогорода) участок приличной дороги – одно из немногих мест, где можно хоть немного сбавить напряжение от дороги, включив в магнитоле любимую музыку или аудиокнигу.

 

 

Стационарные посты ДПС (большинство незакрытых в удручающем состоянии) на всём протяжении трассы М10 почти везде заменили камерами. Но их концентрация на «ленинградском» участке невелика. Исключения только на въездах и выездах крупных городов. А засады в виде патрульных машин встречаются совсем нечасто.

 

Участок «Великий Новгород – Вышний Волочек»

 

 

Самые тяжелые 230 км из всего пути начинаются в Новгородской и не заканчиваются в Тверской областях. Знаменитый новгородский участок трассы между Москвой и Петербургом когда-то был знаменит ужасающим качеством дорожного полотна, из-за которого проезд растягивался на долгие часы, превращаясь в очередную «пробку» то по причине ДТП, то по сломавшейся от количества ям и «вставшей» фуры. Спустя время, известность приобрело количество «вбитых» в строительство новгородской объездной миллиардов рублей. Товарищи дорожники, к ремонту можно начинать приступать по новой…

 

 

Корма фуры – картинка в лобовом стекле, которую водитель на трассе М10 будет видеть почти всё время. Обогнав одного дальнобойщика, тут же упираешься в другого. И так до бесконечности. Грузовики составляют львиную долю трафика на трассе.

 

 

Если выйти на дорогу и с места посмотреть вдоль неё в горизонт, то останется только удивиться – какие могут быть претензии? И действительно, абсолютно ровный профиль полотна насыщенный блеском влаги, напрямую ассоциирует дорогу с зеркалом. К тому же здесь всё в порядке и с разметкой, и с отбойниками, и со знаками. Просто евротрасса! Увы, это восприятие – ловушка!

 

 

На всём протяжении из Петербурга в Москву заправочные станции, причем, чаще всего, фирменные, встречаются с завидной частотой. Остаться с «сухим» баком по дороге можно только по собственной безалаберности. Такая же ситуация с шиномонтажными станциями и кафе, качество еды в которых, как и раньше, можно оценивать по количеству припаркованных фур.

 

Как только начинаешь, а вернее, продолжаешь движение по трассе, она превращается в полосу препятствий. Непонятно по каким причинам, но в новгородском участке трассы при общей ровности асфальта, как будто специально понасверлили дырок, чаще всего, небольших, но глубоких – ровно для попадания в них колеса.

 

И, если в сухую погоду их ещё можно увидеть относительно заранее, в снежную и морозную ямы затягиваются и утрамбовываются, то во влажную – дыры заливаются водой до невидимого состояния. В итоге, такая пропущенная ямка на скорости около 100 км/ч тут же превращается в сильнейший удар и, с большой вероятностью, в кончину покрышки, а то и диска. Частота «замаскированных» ям увеличивается на восточном участке новгородской области до такой степени, что по дороге едешь как по «минному полю».

 

 

Было трудно представить, что на не так давно сделанной трассе, может быть вот такая огромная дырень на всю ширину полосы, причем не раз уже перелатанная! Перед самым въездом в Тверскую область она привела к гибели покрышки на нашем тестовом Ситроене. Выбора не было: либо на «встречку» под фуру, либо в яму…

 

 

Ещё одной «особенностью» новгородско-тверского этапа трассы М10 «Россия» является начало трехполосного (!) участка движения, который каждые полтора-два километра то сужает, то расширяет полосы трассы во встречном и попутном направлении. При бесконечном и днем, и ночью трафике, такая организация движения превращается в игру со смертью. Успел за отведенный коротенький двухполосный участок обогнать тихоходный грузовик – молодец, не успел – получи встречный грузовик «в лоб».

 

 

Любая метель или начавшийся снегопад на трассе сильно снижает видимость, ночью – вплоть до нуля!

 

Добавьте в подобный процесс езды ночь, отсутствие освещения, любые осадки, грязь, потоком летящую из под колес грузовиков, нечищенные от снега участки дороги и станет понятно, что каждый обгон на протяжении сотен километров может стать последним.

 

 

На человека, который догадался сделать федеральную трассу между двумя самыми населенными городами России трехполосной с изменением приоритета центральной полосы каждые два километра, можно смело заводить уголовное дело по статье 111 УК РФ, особенно части четвертой: «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть». Количество погибших в ДТП водителей, не успевших вовремя вернуться на свою полосу и прилетевших в «лоб» встречной фуре, измеряется десятками, если не сотнями в год…

 

 

Снегопад сильно усугубляет обстановку на всем протяжении трассы даже после своего окончания и проехавших уборщиков. Попадание колесами в толщенный слой замершей или полуастаявшей «каши» по бокам от почищенной полосы движения может мгновенно привести к потере контроля над автомобилем и, скорее всего, стопроцентной аварии с крайне печальными последствиями.

 

 

Кроме того, начиная именно с Новгородской области и до самой Москвы, трасса М10 «Россия» проходит исключительно через населенные пункты, что автоматически сильно снижает скорость движения. Часть из проезжаемых деревень и поселков обозначены как «неактивные», то есть синими знаками начала населенного пункта – дорога через них по-прежнему считается «шоссе» с загородным ограничением скорости. Но остальные… Как не трудно представить, ехать по трассе сотни километров, которые на две трети состоят из регулярных ограничений скорости «60 км/ч», светофоров и пешеходных переходов невероятно утомительно.

 

 

Многочисленные деревни, через которые идет трасса М10 «Россия», представляют собой печальное зрелище. Брошенные и развалившиеся дома, бардак и разруха. На этом фоне светящиеся новизной и огнями заправки «Лукоила», «Газпрома», «Роснефти» и «Шелла» выглядят приземлившимися летающими тарелками.

 

 

Апогеем этого утомления и трех-четырех часовой «пробкой» был Вышней Волочек – крупный город, прямо через центр которого и проходила трасса М10 «Россия». К радости всех водителей, путь через этот город в прошлом - состоялось открытие объездной дороги вокруг Волочка – будущей платной трассы М11 «Москва-Петербург».

 

 

85 километров ровнейшей скоростной дороги, на которой можно не только не учитывать время на простой в «пробке», но даже «сэкономить» 20-30 минут от сокращения пути. Заранее скажем, что этот участок маршрута между столицами на сегодняшний день единственный, который, по нашему мнению, вообще заслуживает звание трассы между Москвой и Петербургом.

 

 

Пока ещё терминалы не введены в действие, так что за проезд платить не нужно.

 

Участок «Вышний Волочек – Клин»

 

 

Тверская область в западной от самой Твери части характеризуется самым плохим качеством асфальта из всех шести регионов (включая два города федерального значения), по которым проходит трасса М10. Радует лишь то, что в отличие от ям-ловушек новгородского участка, в тверской области трасса «убита» сразу длительными участками, на которых даже не пытаешься разгоняться.

 

 

Хоть и с признаками стройки и ремонта, но пока вдребезги разбит участок в окрестностях Торжка, на котором спустя несколько недель мы «потеряем» колесо ещё одной тестовой машины – удара об острый край очередной ямы с торчащей арматурой не переживет низкопрофильная покрышка BMW 428i Gran Coupe.

 

 

Зато в Тверской области самое дешевой топливо. На втором месте - Московская область и Москва, следом – Новгородская область. Самый дорогой бензин – в Санкт-Петербурге и Ленинградской обсласти. Разброс цен на 95-й бензин по трассе от 33 до 37 рублей.

 

Лишь начиная с тверской объездной, дорога начинает быть похожей на загородное шоссе с хорошим качеством асфальта. Увы, разогнаться снова не получится – количество населенных пунктов, через которые проходит трасса, при приближении к Москве начинает только увеличиваться. А главное – увеличивается количество установленных в них камер. Правда, не все из них работают. За весь путь из Москвы в Питер в догонку приходит в худшем случае одно-два «письма счастья», учитывая, что не все камеры мы замечали и успевали оттормаживаться.

 

 

Ну а дальше начинается Москва. Не с Кремля, не с Садового кольца и даже не с МКАДа. Москва начинается с Клина.

 

Участок «Клин - Москва»

 

Почему с Клина? Потому что последние 70 километров пути ехать приходится фактически по городу с редкими «островками» чистого Ленинградского шоссе. Клин, Солнечногороск, Зеленоград, Химки – это только основные и крупные города-сателиты, не считая деревень. Деревья начинают скрываться за рекламными щитами, вдоль дороги бесконечные торговые точки, автосервисы, заправки, склады, магазины, торговые палатки, кафе, забегаловки и прочие атрибуты жизни в стиле «купи-продай».

 

 

Несколько небольших светофорных заторов, несколько стационарных и работающих постов ДПС и дорога неожиданно расширяется до многополосного шоссе, а вдали виднеется эстакада МКАДа. Еще минимум полчаса потыркаться в пробке на въезд в Москву, ну а дальше мне направо…

 

Каков итог?

 

Каждая зимняя поездка по трассе М10 «Россия» Москва-Петербург – это в лучшем случае около 10 часов выматывающей работы за рулем, около 10 часов непрекращающегося напряжения, несколько уходов от ДТП с реальными шансами погибнуть и почти полное ощущение забытости и заброшенности всего, что находится за пределами кольцевых дорог двух столиц.

 

Вместо того, чтобы стать примером и символом единства двух красивейших городов и хотя бы начать развеивать байку о двух главных бедах России, главная дорога нашей страны, ровно наоборот, только её подтверждает. Федеральная трасса М10 «Россия», как и большинство федеральных трасс – это позор нашей страны!