печатная версия
журнала /
май 2017 /
#52
Про автомобили в деталях

Досуг

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Это рассказ о том, почему путешествие в Исландию именно на автомобиле – самый оптимальный вариант. А учитывая дороговизну этого сказочного края, самое главное – знать секреты, как сделать поездку максимально рациональной.

У психолога Гарри Хелсона есть такая теория уровней адаптации. Острота восприятия нового стимула относительна, и зависит от сравнения с предшествующими раздражителями. Проще говоря, к хорошему быстро привыкаешь. Вкусовые рецепторы отказываются радоваться 10-ой, 20-ой или 30-ой сладкой конфете подряд, когда уже не можешь их видеть. Все это - про ландшафты Исландии. Неземные, бесконечно необычные и разные, величественные, заставляющие предохранитель восхищения в голове в определённый момент отрубаться.Именно для этого и стоит ехать в Исландию.

Такого количество природных чудес на условный квадратный километр, непривычных взгляду жителя средней полосы России, вы мало где встретите. В нашем случае увидеть всё это – это была мечта юности. Но мечты легко разбиваются о финансовые преграды, особенно учитывая, что Исландия – одна из самых дорогих стран мира. Однако при грамотном подходе и философскому отношению к бытовым неудобствам, поездку в страну льдов и эльфов можно сделать относительно бюджетной.

Без авто – ты тут никто!

Интересно, что один из самых молодых участков суши нашей планеты выглядит как один из самых древних. Нетронутые пейзажи лавового острова, образованного на стыке тектонических плит Евразии и Америки, словно дают возможность наблюдать реалити-шоу о том, как формировались материки миллионы лет назад. Вулканы, гейзеры, бесчисленные разломы и водопады, движущиеся ледники, горячие источники, огромные киты…

Самое удивительное, что львиная доля этой красоты сосредоточена в окрестностях главной кольцевой дороги страны. Чем-то напоминает Диснейленд, где на волшебном паровозике ты перемещаешься от чуда к чуду. Только железных дорог в Исландии нет, поэтому паровозик заменяет автобус или автомобиль (либо личный, либо арендованный).

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Автобусное сообщение (туристическое и государственное) в Исландии, конечно, развито. Но таким образом вы вряд ли сэкономите время и деньги. Учитывая, что, наряду с Норвегией, это чуть ли не самая дорогая страна в Европе – здесь логично экономить на многом. Спать в палатках, питаться походными сосисками из супер-маркетов и даже привезённой с собой родной тушёнкой. Но на авто и бензин потратиться определённо стоит. Свобода перемещений от точки к точке здесь особенно важна, благо, осмотр большинства достопримечательностей бесплатный. А сильнее всего поражает, с какой скоростью порой здесь может меняться ландшафт за окном.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Осень, ядерная зима, весна, лето... И все это - за один день пути! 

Некоторые товарищи, кстати, умудряются пригнать в Исландию свой личный внедорожник из России (из Дании через Фареры в Рейкьявик ходит паром). Причём, они утверждают, что это обходится даже дешевле самолёта и аренды авто на месте. Не буду спорить  - тут, скорее, много предопределила любовь человека к собственному «коню».

Арендный автопарк в Исландии

На выходе из небольшого здания международного аэропорта Кефлавик вас встречают два автобуса: один – в столицу страны Рейкьявик, а другой – в кластер прокатных контор, расположенный неподалёку. И обычно во второй автобус людей садится больше.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Ценник местных rent-компаний поинтереснее, чем у международных сетевых. Но североевропейская педантичность здесь удивительно соседствует со слегка наивным раздолбайством (как, например, в Индии), поэтому почитайте отзывы о компаниях, чтобы не нарваться на развалюху, или на заставший посреди дороги мёртвый аккумулятор.

Цена аренды легкового автомобиля в среднем варьируется от 45 до 85 евро в день, на полноприводные джипы – вдвое дороже. Несмотря на то, что Исландия занимает стратегические положение между Европой и США, здесь преобладают авто из географически далёких азиатских стран. Малютки Hyundai i10 или Toyota Aygo встречаются гораздо чаще того же Peugeot 108. Предложений по седанам и паркетникам от Kia, Honda и Mazda вы также встретите больше, нежели чем европейских авто.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

В классе внедорожников Ford и Land Rover, конечно, потягаются с большим количеством Nissan и других японских и корейских "собратьев", но самый популярный из полноприводных здесь компактынй красавчик Suzuki Jimny. Стоит он дешевле громоздких джипов, пролезет практически везде, но имейте ввиду – в силу маленького салона он будет актуален для компании максимум трёх человек.

Не забываем про то, что баулы с палатками, спальниками и прочими туристическими радостями займут у вас места, едва ли не большее, чем люди. А навык компактного складывания и раскладывания походной амуниции придёт, скорее всего, лишь ближе к концу поездки. Некой альтернативой для варианта «дёшево, но проходимо» может служить более просторный Renault Duster. Любителям комфорта подойдут огромные дома-автокемперы, но цены в этом сегменте могут долетать до 1000 евро в день.

Бронировать машину лучше заранее из соображений ухватить выгодное предложение в условиях динамического ценообразования. Да и авто, отвечающего вашим запросам, в пик туристического сезона (с мая по сентябрь) может просто не оказаться в наличии.

«Пузотерка» против внедорожника

Теперь о запросах. Их по большей части определяют страшилки о непроходимой Исландии и реального качества дорожного покрытия в тех или иных местах. Большая часть окружной трассы №1 протяжённостью 1339 км – добротный асфальт. Дороги в радиусе 70-ти километров от Рейкьявика (включая знаменитое «Золотое кольцо») – тоже. А большинство обнаруженных человеком достопримечательностей, как я говорил, находятся в непосредственной близости от этих дорог. Поэтому переплачивать за могучий вездеход Ford с лифтованной подвеской или за брутальный Land Rover Defender, смысла немного.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Уже чувствую, как фанаты путешествий вглубь Исландии начинают ругаться, обвиняя меня в пропаганде поверхностного подхода к туризму с посещением исключительно "заезженных" достопримечательностей с толпами китайцев вокруг.  Да, конечно, в центре страны полно прекрасных мест, но ведущие к ним гравийные дороги вряд ли напугают среднестатистического россиянина на среднестатистическом седане. Речь идёт, естественно, о летнем сезоне.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Самое главное, что надо учитывать при выборе проходимости авто – наличие/отсутствие бродов на вашем маршруте. Вот они действительно могут стать непреодолимым препятствием для легковушки и даже кроссовера, вплоть до "летального исхода" двигателя. Карты с указанием водных препятствий вы можете легко найти в интернете.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Небольшой брод на подъезде к долине Ландманналаугар…и все те, кто не решился его пересекать, поскольку до кемпинга всего километр пешком. 

Ну и на святое право русского человека закопать своего "коня" по уши в грязи, покушаться я не имею права. Некоторые ведь специально за этим и ездят, не правда ли? Ещё из плюсов внедорожника – можно открыть миру доселе неизвестные достопримечательности, коих в Исландии ещё предостаточно.Но на страховку всё равно поглядывайте. Даже если на мелкие царапины при сдаче машины закроют глаза (что можно счесть за удачу), страховка не всегда покрывает подобные радости жизни, как хлебнувший воды движок или эвакуация в условиях бездорожья.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

В Исландии нет своего автопрома, но зато есть уникальные лошади. Для сохранения породы ввоз других лошадей на остров запрещён.

Жадная исландская страховка

А ещё исландцы жадные. Шучу! Однако по правилам местного КАСКО при аренде авто складывается именно такое ощущение. В большинстве стран улучшенный вариант страховки SCDW (super collision damage waiver) в отличие от базовой CDW предполагает полное отсутствие франшизы (финансового порога ответственности, до которого ремонт автомобиля оплачивает арендатор). В Исландии же страховка SCDW лишь снижает франшизу. Страховки без франшизы не существует.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Овец на острове чуть ли ни больше, чем людей. Причем даже там, где травы нет вообще.

На радость особо мнительным – куча дополнительных опций: страховка от прокола колёс (Tire Insurance), от повреждения гравием краски кузова и стёкол (Gravel Protection) и чисто исландская "страшилка" – защита от пепельно-песчаной бури (Sandstorm Protection). Пепельные бури в Исландии крайне редко, но бывают. Их даже можно отследить на специальных метео-сайтах. А лакокрасочное покрытие вашего авто после такой «бурной ночи» может превратиться в наждачку. Тут уже каждый сам решает, застраховывать ли себя от всевозможных "апокалипсисов", но мы предпочли ограничиться защитой от гравия, так как собирались на выбранной нами легковушке прокатиться по дорогам именно с таким покрытием. Причём наш вояж вглубь острова был отчасти незаконным… 

Неожиданный «Кактус»

Обо всём по порядку. В Исландии есть дороги общего пользования (85% от общего числа) и так называемые F-дороги (без асфальтового покрытия), проезд на которые не на полноприводном автомобиле запрещён. Прокатиться в глубь острова по грунтовке конечно же хотелось, тем более 40 км пути к одной из главных достопримечательностей - марсианской долине риолитовых гор с очередным непроизносимым названием «Ландманналаугар», проходит именно по F-дороге.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Исландские названия настолько сложные, что их даже сокращают на указателях.

Переплачивать в два раза за "джип" мы посчитали неоправданным и даже постыдным для российского водителя. Кого из русских испугает просёлочная дорога, пусть даже и в инопланетных декорациях! Поэтому выбор пал на экзотический для России и для кого-то возможно даже смешной Citroen Cactus.

По начинке – это обычный C4. Но зато из-за необычной внешности издали машину легко можно спутать с внедорожником. На это мы и рассчитывали! Если вдруг доблестные исландские полицеские решат устроить облаву на нарушающие закон легковушки, то издалека и в темноте наш «недокроссовер» Cactus легко мог сойти за «недоджип». По правде говоря, полицию в Исландии за 8 дней мы встретили лишь однажды – на заправке за поеданием хот-догов.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

«По исландскому бездорожью – и на трёхцилидровом движке объёмом всего-то 1,2 литра?!» - саркастично улыбнутся Индиана Джонсы из салона кого-нибудь могучего Chevrolet Silverado. Ничего, вытянул наш «кактусик»! Хоть на нём по задумке изготовителя, ничего тяжелее доски для сёрфа перевозить не предполагалось. Поначалу местные F-трассы встретили нас гравием размером с кулак, ато и футбольный мяч! Но ехать по такой дороге со скоростью 5км/ч пришлось лишь пару километров. Далее – хоть и неприятная, но вполне себе проходимая «стиральная доска» от грейдера. Такое впечатление, что исландские дорожные службы словно специально запугивают туристов на легковых авто, насыпая столь крупную фракцию только на съезде с ровного асфальта.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

В итоге, с лёгкостью вместивший в себя 4-х человек с огромными рюкзаками «Кактус» намотал 2000км и стоил нам не более 600евро на 8 дней, включая дополнительные страховки. Заявленный (и изначально привлекавший) расход 3-4 л на 100км он не оправдал: вышло около 7 литров. Но на джипе мы всё равно бы сожгли в 2 раза больше топлива. Адекватная цена за бензин здесь – около 1,6 евро. Оплачивать лучше по карте (как и всё в этой стране), ибо на двойной конвертации рубль-евро-крона потеряете больше. Да и добрая половина заправок работают в автоматическом режиме, а поскольку АЗС в Исландии не стоят «под каждым вулканом» - велик риск встать с пустым баком на полпути. Так что, запасайтесь картами с обозначением заправок – их в сети тоже предостаточно. Приятным бонусом почти на каждой АЗС будет бесплатная самостоятельная мойка авто.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Впихнуть невпихуемое или процесс укомплектования «Кактуса»

ПДД и менталитет: от светофоров-сердечек до записок на стекле

С рук в Исландии может сойти не только нарушение правил передвижения по дорогам, в зависимости от классификации транспортного средства. Поначалу бесстыжего русского водителя, превышающего скорость, пугают различные приборчики, стоящие вдоль дорог. Но вблизи понимаешь, что это не камера, а всего лишь солнечная батарея, либо локатор, отпугивающий от дороги овец. Не считая городов, реальные камеры фотофиксации были обнаружены нами пару раз, причём не заметить их (в силу размеров и десятка заранее предупреждающих знаков) может только слепой. Стандартное ограничение скорости в городе – 40-50км/ч, на трассе – 80-90км/ч.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Касаемо менталитета исландских водителей: за мелкие шалости педантично «стучать» на тебя не будут. Но вот покушающихся на "девственность" исландской земли (а того хуже, частной территории, которая здесь не всегда огорожена) здесь не любят. Следы от дрифта, которые оставляют некоторые туристы на бескрайних лавовых полях, исландцев возмущают. Выезжать за пределы дорожной сети здесь запрещено, а обочину даже специально ограждают препятствиями из камней.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Следы от покатушек на вулканическом пляже Атлантики у городка Вик

Хотя и серьёзный проступок глупого иностранца может вызвать у местных ироничную реакцию. Однажды вечером приехав в национальный парк Тингвеллир (один из исторических символов страны льдов),  не заметили знак, запрещающий въезд на авто вглубь территории. Припарковавшись в самом центре исландской государственности, через пару часов прогулки вместо эвакуации или штрафа на лобовом стекле мы обнаружили записку следующего содержания:

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

«Ваш автомобиль нелегально припаркован. Никому не позволено ездить здесь, кроме персонала и лично премьер-министра Исландии» - гласит сей манускрипт.

В городах журящими записками, конечно, не отделаешься. Платная парковка опоясывает почти весь Рейкьявик и делится на четыре зоны в пересчете от 40 до 120 рублей в час (хоть в чём-то у нас цены похожи). В воскресение и в ночное время – стоянка в городе бесплатная.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Не лишним для туриста будет изучить и специфические дорожные знаки, встречающиеся только в Исландии. Здесь и светофоры-сердечки, и забавные информационные таблички на все случаи жизни.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Но есть несколько важных знаков, которые поначалу могут сбить с толку, либо быть неправильно трактованными. 

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Знак впереди – вовсе не метро и не макдональдс, а обозначение места для разъезда на узкой дороге. Знак «узкий мост» лишь предупреждает, но не даёт никому преимущества.

«Палаточно-автомобильный рай»

В общем, Исландия – страна, созданная для автомобильных путешествий. Одно количество кемпингов чего стоит. Как и ездить ставить палатку где попало в стране запрещено да и неудобно. А небольшой палаточный городок - зачастую единственный оазис цивилизации в радиусе 50 км. Минимальная инфраструктура включает в себя туалет и респешн-будку, но во многих местах есть горячий душ, тёплая кухня с плитой и микроволновкой, и даже небольшой бар и бесплатный wi-fi. Цены за ночь в подобных кемпингах в среднем колеблются в районе 10-12 евро за человека. Что раз в десять ниже стоимости проживания даже в самых дешёвых хостелах.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по ИсландииСтрана сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

Кемпинг амфитеатром или рядом с водопадом. Со всеми удобствами и, фактически, заброшенный. Кемпинг с горячими источниками в долине Ландманналаугар. Зелёная травка - для овец.

Да и принцип оплаты места под палатку здесь основан «на доверии» (как и многое в этой стране). Хозяина такого кемпинга может просто не быть на месте, а деньги иногда оставляешь в специальном ящике, словно для податей. Главное, конечно, не быть совсем наглым и доверием не злоупотреблять. Дабы не разгневать местных троллей  и эльфов, живущих здесь под каждым камушком и оберегающих вас в ходе путешествия по сказочной стране льдов.

Страна сгоревших «предохранителей восхищения»: на авто по Исландии

В общем, если отказаться от услуг турфирм, проявить немного смекалки и достойно принять все неудобства походной жизни, поездка в Исландию на неделю-полторы (оптимальный для этой страны срок) может уложиться во вполне приемлемые сто тысяч рублей на двоих, включая авиабилеты. Конечно, помимо этого придётся запастись походным обмундированием, если его у вас ещё нет. С точки зрения впечатлений такой приключенческий отдых окажется ничуть не менее интересным, чем поездка в ту же Испанию, Грецию или Турцию, причем расходы с большой вероятностью окажутся ниже традиционного отпуска у теплого моря.