печатная версия
журнала /
дек 2016 /
#48
Про автомобили в деталях

Досуг

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Ровно посреди географического треугольника Санкт-Петербург-Москва-Псков расположилась настоящая природная жемчужина России – озеро Селигер. А если быть точнее – целый природно-исторический комплекс, неподалеку от которого находится ещё одно знаковое место России – исток реки-Волги. Увы, несмотря на невероятную красоту этого уголка, жизнь вокруг производит удручающее впечатление. О том, как сегодня живётся на «курорте» средней полосы и как себя в дальней дороге по просторам России проявил дизельный кроссовер Toyota RAV4 – в нашем путешествии.

Поскольку озеро Селигер расположено в Тверской области, от Твери, понятно, добираться сюда ближе всего – около 190 км по трассе М10 через Торжок. Из Великого Новгорода на сотню верст подальше, а от Москвы – почти 370 км всё по тому же направлению на северо-запад. Так или иначе, а из всех этих городов на Селигер можно приехать, что называется на выходные, выехав пораньше в пятницу и вернувшись к ночи воскресенья. А вот из Пскова и Санкт-Петербурга, от которых до Селигера около полутысячи километров, ехать в двухдневном «экспресс-режиме» мы не рекомендуем, поскольку путешествие окажется крайне утомительным.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Toyota RAV4 – один из самых крупных и просторных кроссоверов в классе, а потому машина с легкостью исполнит грузопассажирские надобности всей семьи, в том числе и в дальнем путешествии. Багажник номинальным объемом 577 литров нам не удалось забить даже наполовину. Опция в виде багажной сетки-гамака интересная, но не самая удобная – вещи в ней мешают пропихивать сумки вглубь.

Из Северной столицы на озеро нужно отправляться по той же трассе, что и на Москву – М10. Если на выезде из Петербурга на Московском шоссе не будет никаких заторов, то где-то триста километров пролетают почти на одном дыхании, поскольку трассу усиленно доделывают к Чемпионату мира по футболу 2018 года, и с каждым месяцем ехать по ней становится всё легче и легче. Ключевой населенный пункт – поселок Яжелбицы Новгородской области, где нужно повернуть  в сторону Демянска. А вот там начинается…

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Съезд с главной, идеально ровной магистрали тут же возвращает в мир провинциальных российских дорог, поддерживающихся в приемлемом состоянии по мере редкой возможности. Дорога до Демьянска представляет собой залатанную стиральную доску, где швы, трещины и впадины чередуются с горбами давнего ямочного ремонта - держать скорость свыше 80 км/ч тут трудно, поскольку в одной из неожиданных колдобин можно оставить если не подвеску, то колесо точно. А ведь от трассы М10 до конечного пункта назначения ни много ни мало ещё около 200 км. При таком темпе движения это означает не меньше трех часов пути. Радует только то, что дорога эта почти на всём протяжении пустая, так что главная задача внимательно уходить от ям-ловушек.

Однако после Демянска даже о такой дороге приходится мечтать – где-то в 100 км от Селигера асфальт заканчивается вовсе и начинается жесткая грунтовка. Количество всевозможных выбоин на квадратный метр переходит всяческие пределы до такой степени, что перестаёт справляться даже подвеска нашего RAV4. Как оказалось, энергоёмкие амортизаторы японского кроссовера больше всего не любят «дуплетов»: когда следом за одной колдобиной сразу идёт вторая, стойки замыкаются на отбой. Причем делают это так громко, что хочется остановиться и проверить, на месте ли колесо.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Как ни странно, полившийся с неба дождь немного улучшил ситуацию, размягчив грунтовую дорогу и обозначив особенно глубокие впадины, в результате чего ехать стало комфортнее. Тут же мы отметили и корректную работы системы стабилизации, которая очень аккуратно, но эффективно подправляла машину, поскальзывающуюся на грязи. А наличие полного привода позволяло безбоязненно съезжать в рыхлые обочины и проезжать глубокие лужи, не боясь застрять.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Toyota RAV4 в нашем случае оказался оснащен 2.2-литровым турбодизелем мощностью 150 л.с. – для путешествий, теоретически, самый подходящий вариант. Однако характеристики мотора порадовали лишь отчасти: автомобиль послушно и резво идёт за педалью газа, но только на уровне не ниже средних оборотов, что для дизеля нонсенс. Кроме того, двигатель оказался довольно прожорлив, потребляя даже в неспешном трассовом режиме не меньше 8,5 литров солярки на 100 км.

Направляясь на Селигер, нельзя проехать мимо ещё одного знакового места – истока реки-Волги, находящегося в деревне Волговерховье, попасть в которую можно, свернув в деревне Свапуще на запад.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Главная река европейской части России начинается с маленького родника, вокруг которого образовался небольшой пруд. Уже из него по округе растекаются ручейки и речушки, один из которых в итоге и превращается в самую длинную реку Европы, протяженностью около 3500 км.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Освященное место оформлено по русским православным и культурным традициям: тут и храмовый комплекс Преображения Господня с памятником Святителю Николаю и сказочный камень для путников, и рынок народных умельцев, и целая уютная деревушка вокруг.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Святитель Николай или Николай Чудотворец в христианском мире считается покровителем моряков, потому часто изображается в лодке. Кроме того, в католической вере является защитником детей и прообразом Санта Клауса, на основе предания о трех дочерях и их отце.

Наш же путь лежит дальше, в своеобразную столицу и самый крупный населенный пункт Селигера – городок Осташков, который сам по себе имеет богатую историю, начинающуюся ещё с XIV века. В общей сложности путь из Санкт-Петербурга до Осташкова с учётом всех трудностей составляет не меньше семи часов. Именно поэтому, собираясь на Селигер, нужно понимать, что один день в общей сложности уйдет только на дорогу туда и обратно.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Отдых на Селигере может быть совершенно разным, на любой вкус и кошелек, но так или иначе, связан он будет с озером, а вернее с целым озёрным комплексом невероятной природной красоты.

Основное направление – это туристические базы с отдельными коттеджами, гостиничными комплексами, а то и вовсе палаточными лагерями, которых на побережье Селигера бесчисленное количество. Водный активный отдых  - главное развлечение отдыхающих: байдарками, катамаранами, лодками, гидроциклами и катерами уставлены берега со всех сторон.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Второе направление – это, конечно, рыбалка. Правда, по признанию знатоков, удовольствие больше будет непосредственно от процесса, нежели от результата. Количество желающих таково, что на всех хорошего улова не хватает, учитывая ещё и то, что все «хорошие места» давно оккупированы местными жителями.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Нилова пустынь – ещё одно величественное место Селигера, расположенное в 25 км от Осташкова. Это православный мужской монастырь, полностью расположенный на острове, в основе которого стоит красивейший Богоявленский собор. Фактически это автономная крепость, имеющая собственное производство мёда, хлеба, молочных продуктов и даже ювелирных изделий. Вне зависимости от веры и отношения к церкви, побывать здесь нужно обязательно, хотя бы для того, чтобы поднявшись на колокольню, с высоты птичьего полета увидеть бесконечную красоту русской природы.

Нас же в этот раз больше интересовала жизнь не туристических услад русской озерной жемчужины, а самой тверской глубинки, потому поселились мы непосредственно в городе Осташкове.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Учитывая назначение, гостиниц в городе множество, однако многие из них представляют потрепанные хостелы сомнительного санитарно-технического состояния. Гостиниц относительно приличного уровня в городе несколько штук. Каких-то фирменных сетевых отелей здесь нет. Зато цены даже разгар сезона по столичным меркам ниже некуда – самое дорогое двухместное размещение за весь уикенд вряд ли обойдётся дороже пяти тысяч рублей.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Осташков с населением всего около пятнадцати тысяч человек представляет собой эдакий традиционный уездный городок, который сам по себе мог бы стать местом привлечения туристов и визуальным воплощением рассказов Салтыкова-Щедрина, если бы не состояние, в котором он находится. Если сказать одной фразой, то почти всё убито вдребезги.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Увы и ах, исторический зодческий центр города представляет собой крайне унылое зрелище. Только благодаря летней зелени и относительной чистоте, удаётся как-то скрашивать разруху, жизнь в которой поддерживается исключительно торговлей – хоть какие-то следы ремонта видны чаще всего на зданиях служебно-корпоративного назначения. Всё остальное, начиная от частных домов и заканчивая историческими храмами-музеями XVIII века, в полуаварийном или заброшенном состоянии. Приличная дорога в центре городка одна, на остальных хорошо, если есть остатки асфальта. Часть домов давно брошена, а заниматься приведением в порядок остальных, нет желания ни у властей, ни даже у их собственников.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Конечно, есть в Осташкове и исключения вроде крепких отремонтированных изб, добротных дворов и даже богатых коттеджей. Причем именно они наглядно показывают, что разруха не в клозетах, а в головах.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Увы, любой подобный провинциальный городок был бы не хуже любого европейского, если бы люди, живущие в нем, сами бы этого захотели. Ведь для того, что бы выровнять и покрасить забор, не нужны сотни тысяч рублей – нужен молоток, банка краски и отсутствие лени. Красота, чистота и ухоженность в собственном дворе никак не зависят от курса доллара и стоимости барреля нефти, а только от желания и старания живущих в нем людей. Таких желающих, как мы увидели, на весь городок пересчитать по пальцам…

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Но не стоит вешать и другое клише, что жизнь отечественной провинции сводится к унынью, безделью и алкоголю. Отнюдь не так! Например, совершенно случайным образом во время нашего приезда проходил местный городской праздник, посвященный главному ресурсу озера – рыбе. Пускай небольшой и скромный, но местный парк на берегу Селигера превратился в ту самую русскую ярмарку в самом её хорошем и красивом смысле. Национальные одежды, песни, выступления, конкурсы, лавки с традиционными товарами, нашлась даже военная полевая кухня и солдатская форма времен Великой отечественной войны.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Удивительно, но в таком небольшом городке с советских времен сохранился и самый настоящий порт с вокзалом, пристанью и кораблями. Оттого, у горожан и гостей Осташкова ещё одно традиционное развлечение – прогулки по озеру.

На первый взгляд ничего удивительного, если не знать одной местной особенности – вечерняя прогулка (есть ещё дневная) эта длится пять часов! На вопрос читателя, что можно делать на прогулочном корабле пять часов даже с учетом всех природных красот, отвечаю – отдыхать. В русском понимании этого слова.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Дело в том, что места на корабле представляют собой своеобразные открытые купе со столиками, а гости заходят сюда с полными пакетами закусок и алкоголя, так что через пять минут после отплытия, судно превращается в плавучий банкетный зал. А где-то через половину пути на верхней открытой палубе для уже «разогретых» гостей начинается дискотека с маленькой танцевальной шоу-программой.

На удивление, несмотря на то, что собираются компаниями на корабле посторонние друг другу люди, да многие ещё неплохо выпивши, весь путь проходит абсолютно дружелюбно. Более того, через некоторые время прогулка превращается в клуб знакомств.

Каков итог?

Если говорить в общем, то озеро Селигер вполне достойно того, чтобы провести здесь не меньше недели. Развлечений, приключений и впечатлений точно будет выше крыши. Жаль только, что подобная невероятная красота находится в окружении откровенно разоренной инфраструктуры, точечно поддерживаемой в живом состоянии. Отремонтируй и построй здесь соответствующее оформление и окружение, Селигер и окружающие городки и деревни превратились бы в оазис российского туризма. Эх, будем надеяться, что когда-нибудь так и будет…

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина РоссииПутешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России

Нам же пора возвращаться в Санкт-Петербург, уже понимая, что и обратно дорога предстоит непростая. Несмотря на ударные нагрузки на подвеску и провинциальную солярку с неизвестных заправок, наша Toyota мужественно выдержала испытание и после ещё доехала до Москвы без единого вопроса. В общем-то, за это российские покупатели её и любят. Хотя у нас есть к машине определенные претензии в плане качества интерьера, характеристик двигателя и немалой стоимости, стоит признать, что японская марка заботливо поддерживает имидж неубиваемой машины.

Путешествие на Селигер на Toyota RAV4: заброшенная жемчужина России