печатная версия
журнала /
июн 2017 /
#53
Про автомобили в деталях

Досуг

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School

Признайтесь, кого из начинающих, да и не только из начинающих водителей, не тянет «дрифтануть», как только зима полностью входит в свои права. Летом-то в ночное время охрана супермаркетов выгоняет бравых парней с открытых парковок, а уж зимой даже семейные универсалы порой нет-нет да и рванут боком. Правда мало того, что это не безопасно, так ещё и мало у кого получается это правильно и красиво. Именно для того, чтобы совместить все эти параметры вместе и существуют курсы повышения водительской квалификации. Одни из них в фирменной школе Audi Driving School, с инструкторами которой мы и прошли один из самых интересных этапов – обучению управляемым скольжениям и контролю автомобиля на голом льду.

Сразу успокоим: снова рассказывать про то, что водительские курсы – это, в первую очередь, ваша безопасность на дороге и при внештатных ситуациях, мы не будем. Это очевидный факт. Но есть и вторая немаловажная причина: умение грамотно и профессионально что-то делать, например, управлять автомобилем в любых условиях – это всегда красиво и всегда производит впечатление на кого бы то ни было. Особенно учитывая то, что многие бренды и их дилеры в рамках промо-мероприятий регулярно устраивают для своих клиентов выездные тест-драйвы разных уровней сложности, включая даже любительские соревнования. Да и у самих автовладельцев появляется все больше возможностей оттачивать мастерство самостоятельно – специальных трасс по стране становится все больше, а доступ туда – дешевле.

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School

Последнее – тоже не откровение - необходимо делать регулярно, поскольку какого бы уровня и цены мастер вас ни обучал, от разового посещения эффекта не будет – нужна постоянная практика. Именно поэтому, а не для выкачивания денег, курсы водительского мастерства идут этапами с повышением уровня сложности и постоянной отработкой усвоенного материала. Только так можно достичь каких-то успехов, превратив умение в навык – то есть в рефлекторную реакцию.

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving SchoolПо льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School

Итак, в нашем распоряжении губа замерзшего Ладожского озера, дюжина флагманов кроссоверного ряда Audi Q7 и руководитель школы Audi Driving School, легендарный автогощик-раллист, обладатель Кубка Европы по ралли и многократный участник и призер раллийных соревнований в СССР, России и Европе Евгений Васин.

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving SchoolПо льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving SchoolПо льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School

Многие удивятся, что автомобиль для повышения гоночной квалификации выбран не самый тривиальный: все-таки участь больших семейных кроссоверов не в прохождении на грани левого четвертого опасного. На самом деле, на каком авто учится ездить -  принципиальной разницы нет. Важно понимание водителя, его навыки, техника руления и чувство автомобиля! А что там в руках – уже не важно. Профессиональные пилоты и на «Жигулях» вытворяют такое, что повторит не каждый владелец WRX STI.

С Audi Q7 мы неплохо знакомы. Машина не раз была на наших тестах, заслужив репутацию чуть ли не самого сбалансированного автомобиля в классе. Кроссовер превосходно управляется и дарит прекрасное чувство автомобиля, в том числе  благодаря идеальной посадке за рулем.

Нам получается даже проще: комфортный лайнер Q7 окружает негоночным комфортом, высокой внедорожной обзорностью и хорошим клиренсом, оберегающим от неудачных попыток бампера и пороги. А мощный двигатель и полный привод Quattro, распределяющий момент в соотношении 42:58 в пользу задней оси, заочно добавляет машине «перца» и «острых» заднеприводных повадок. С таким набором удовольствие обеспечено.

Но сначала инструктаж от мастера. В теории и на графике, само собой, все заметно проще и вроде бы даже сразу понятно – вот тут надо затормозить, вот здесь пройти по дуге, повернуть немного руль и выйти под газом. Однако в полевых условиях, когда той очерченной траектории с четкими точками торможения, поворота или разгона нет, все совсем по-другому.

Итак, первые задания: научиться попадать в траекторию «змейки» на разной скорости и при разной амплитуде виражей без выраженных сносов и заносов.

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School

Вот тут-то сразу выясняется, что только что показанное на доске в голову-то уложилось плохо. Да есть, очерченный конусами коридор, однако в белоснежной перспективе его видно лишь на пару поворотов вперед. Непонятно, руль поворачивать вот уже вот здесь или на полметра дальше? Непонятно ощущение динамики – есть еще возможность поддать газу, чтобы пройти быстрее, или и на этой ты вот-вот вылетишь с траектории? Да еще коллеги впереди, точно ошибаясь и сомневаясь так же как и ты, раскатали траекторию так, что приходится делать передышку, возвращаясь к одним инструкторам для разбора ошибок, пока другие выметают снежно-ледяную кашу с поверхности озера.

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving SchoolПо льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School

На всех Audi Q7 были деактивированы системы стабилизации, а сами машины обуты в шипованные шины, которые на льду имеют максимальную эффективность.  Так что все участники остались один на один со своими навыками вождения без современной страхующей электроники. Подобный подход в дальнейшем позволяет вырабатывать чувство предела сцепных свойств шин и уже заведомо «ловить» машину при начале потери траектории.

Еще несколько кругов и несколько заданий и ситуация начала заметно выравниваться. Секретов устойчивого поведения машины на льду несколько. Во-первых, главный гоночный принцип что зимой что летом – все нужно делать одновременно плавно, но быстро. Сказать это проще, чем сделать, поскольку при потере контроля руки, ноги и голова стараются панически исправить ситуацию, совершая резкие и ненужные действия, которые только усугубляют ошибку.

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving SchoolПо льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School

Второй момент относится уже именно к «ледяной» езде – поворачивать руль перед виражом нужно заметно раньше, фактически еще на прямой, поскольку на голом льду машина ещё какое-то время скользит по инерции прямо, находя шинами «зацеп» через расстояние.

Третий момент, и один из самых сложных для новичка – правильно выбирать скоростной режим, ювелирно обращаясь с акселератором, и ни в коем случае не дергать и не крутить баранку от упора до упора. Переборщил с газом – улетел в сносе с траектории, затормозил, а потом резко добавил перед виражом – опять отправляешься сбивать конусы. За последнее ученики регулярно получали нагоняй от инструкторов.

Идеал прохождения «змейки» - равномерно быстрое движение с плавными и выполненными заранее поворотами руля без перехватов и добавлением газа на выходе. Получаться такое, да и то с огрехами, стало только на четвертый час безостановочных тренировок. Зато какое удовольствие чувствовать, что ты попадаешь во все повороты на голом льду со скоростью около 60-70 км/ч!

Вторая часть заданий и половина дня была полностью посвящена уже непосредственно дрифту. В виде обучения – классические упражнения: «круглое кольцо» и «воcьмерка». Первое оттачивает навык непосредственно бокового управляемого скольжения, второе – перекладки машины с боку на бок и комбинации входа в поворот – по контуру или в дрифте.

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School

Вот тут сразу и вспоминаются бравые парни на стоянках супермаркетов. Крутить пятаки на одном месте любой умник сможет. А попробуйте в заносе и в паре с другим экипажем одновременно пройти затяжной круг без остановки, не зацепив ни одного конуса, ни друг друга? Могу сказать, что даже имея подобную практику и в общем-то справившись с заданием, я был остановлен инструктором для разъяснений.

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving SchoolПо льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School

Дело в том, что я проходил круг по внешнему радиусу, цепляясь задними колесами уже за снег, который заметно добавлял устойчивости моему Audi Q7 и уверенности мне. К тому же делал я это на пике оборотов, разрывая снежное полотно и портя трассу потоком тяги. Оказалось, что это хоть и считается за выполнение задания, делается неправильно. Еще час понадобился для того, что бы научиться скользить боком в полуметре от внутреннего радиуса круга, не превышая двух тысяч оборотов двигателя. И это с практикой за спиной!

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving SchoolПо льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving SchoolПо льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School

А ребята, которые оказались в подобной ситуации впервые, вышибли все имеющиеся по траектории конусы. А ведь впереди было еще два более сложных дрифт-задания, в которых необходимо было уже комбинировать управление на крутых виражах, затяжных поворотах и скоростных прямиках.

Финалом дня стало прохождение вычерченной на озере гоночной трассы, где все отработанные упражнения слились в единое целое. Ну а апогеем зимнего этапа курсов Audi Driving School на следующий день стало уже настоящее соревнование, где эту же трассу участникам предстояло пройти на время.

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving SchoolПо льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School

Каков итог?

Могу сказать так: лететь боком по гоночной трассе с перекладкой Audi Q7 справа налево и последующим вытягиванием ее на траекторию из глубокого заноса – непередаваемый кайф! Но ошибок осталось еще очень много. Самое интересное, что под конец курса тебе уже не особо нужны замечания инструктора, лишь подсказки – за два дня тренировок ты начинаешь сам осознавать, что и как ты сделал неправильно. И уже внутренней мотивацией дошлифовываешь результат. Так что курсы водительского мастерства и в частности такие, как в Audi Driving School – это не только повышение навыка вождения, но ещё и отработка самоконцентрации, упорства, старания, физической подготовки и даже психологической разгрузки от суетных будней жизни. Как лекарство! Однозначно принимать не менее трех раз за зиму…

По льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving SchoolПо льду как по асфальту: учимся управляемым скольжениям в Audi Driving School