печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Досуг

Обзор вездеходов: там, где пехота не пройдет

Залог успешной охоты или рыбалки — это прежде всего правильно выбранное место, где фауна еще не подверглась безжалостному истреблению браконьерами. Вот только мест таких с каждым годом становится все меньше...

 

В погоне за заветным трофеем охотникам и рыбакам приходится удаляться на сотни километров от цивилизации, забираясь в самую непроходимую глушь. И если зимой в труднодоступные места можно доехать на снегоходе, то в теплое время года для этого потребуется совсем иная техника, способная передвигаться не только по бездорожью, но и по болотам, рекам и озерам.

«Арго» из Канады

Вряд ли где еще встретится такая же развитая индустрия, работающая во благо охотников и рыболовов, как в Северной Америке. Так что неудивительно, что отсюда идет основной поток техники для активного отдыха, включая снегоходы и квадроциклы, а также такую экзотику, как вездеходы-амфибии. Среди производителей «земноводных» машин широкую известность получила канадская компания Ontario Drive & Gear Limited, без малого полвека выпускающая популярные колесно-гусеничные транспортеры Argo.

Начав с производства трансмиссии для немецкой амфибии Amphicar, канадцы сумели превзойти своих коллег из Германии, чей проект оказался провальным. Учтя ошибки производителей Amphicar, создавших недешевую водоплавающую легковушку, в Ontario Drive & Gear Limited пошли по другому пути, сконструировав компактный и простой транспортер, представлявший собой поставленную на шесть колес пластиковую лодку. Нареченный в честь мифологического корабля «Арго», внедорожник вышел в свет в 1967 году и сразу снискал популярность, причем не только у любителей отдыха с ружьем и удочкой, но также у геологов и спасателей.

Не имея достойных конкурентов, компания Ontario Drive & Gear Limited фактически монополизировала рынок легких амфибий, постепенно заваливая его новыми модификациями своего бестселлера, в том числе и 8-колесными. Успех Argo оказался столь оглушительным, что даже по прошествии многих лет канадская компания продолжает занимать львиную долю рынка подобной техники, в том числе и в России. Хотя в нашей стране у качественных, но недешевых «канадцев» появляются соперники как местного производства, так и поставляемые из Поднебесной.

 

Что такое каракат?

Справедливости ради надо сказать, что внедорожники-амфибии у нас появились еще в середине прошлого века, вот только выпускались они исключительно для военных нужд. Первым отечественным «земноводным» стал ГАЗ-46 МАВ (малый автомобиль водоплавающий), созданный в 1952 году с оглядкой на американский Ford GPA, а в 1961-м в серию пошла легкая амфибия ЛуАЗ-967 на узлах «запорожца» ЗАЗ-965. Этот автомобиль долгие годы находился на вооружении нашей армии и стал основой для создания «гражданского» внедорожника ЛуАЗ-969, который, к сожалению, плавать уже не умел.

Но наши умельцы всегда отличались находчивостью и, за неимением вездеходов в свободной продаже, собирали их своими руками. Такие самоделки, как правило, имели трехколесную конструкцию, в основе которой лежали мотоциклетные комплектующие и камеры от большегрузной техники, например трактора «Кировец». Из-за своей неказистой внешности они получили прозвище каракаты. Красотой каракаты действительно не отличались, но зато обладали феноменальной проходимостью: благодаря огромным колесам и небольшой массе они могли спокойно ездить по любому бездорожью, включая заболоченную местность, а также форсировать небольшие водоемы.

 

 

Простота и дешевизна конструкции каракатов (в них нет даже привычной подвески — амортизаторы заменяют мягкие колеса-пневматики) сделали их популярным транспортом в тех регионах, где нет дорог, а есть направления. Некоторые мастера поставили производство подобной техники на поток. Так, к примеру, практически в каждой карельской деревне можно увидеть объявления о продаже каракатов. Ну а в тех регионах, где денег у людей побольше, на рынок выходят отечественные вездеходы заводской сборки.

 

Русские «земноводные»

Одним из крупнейших производителей легких амфибий в России является компания «КиТ авто» из Череповца, выпускающая целую линейку гусеничных водоплавающих машин под названием «Пелец». Начальная модель «Пелец-300» со стальным водоизмещающим корпусом рассчитана на перевозку двух-трех человек или 300 кг груза. Четырехтактный мотор мощностью 20 л. с. позволяет развивать скорость до 20 км/ч на суше и 2 км/ч — на воде. Условия в «салоне» более чем спартанские, а отсутствие подвески сказывается при проезде каждой кочки. Зато цена такого аппарата очень привлекательная — около 288 тыс. руб. Более мощный и вместительный «Пелец Круизер» обойдется в 376 тыс. руб., а шестиместный «Пелец Транспортер» стоит уже 571 тыс. руб. — на уровне самого доступного Argo.

По соседству с «КиТ авто» находится еще одно предприятие по выпуску снегоболотоходов — «Тингер». Эта компания производит одноименную гусеничную модель с пространственной стальной рамой, пластиковым корпусом-лодкой (производства Канады), а также расположенным в задней части корпуса 3-цилиндровым мотором Chery (57 л. с.) с жидкостным охлаждением и вариатором Comet (США). На двух рядах сидений здесь могут разместиться до пяти человек, а максимальная грузоподъемность аппарата составляет полтонны. Скоростной потолок «Тингера» на земле и воде — 35 км/ч и 3 км/ч соответственно. Покупателям вездехода предлагаются всевозможные аксессуары — от отвала для уборки снега до отопителя салона, что увеличит его и без того немаленькую цену в 665 тыс. руб.

Еще один отечественный производитель техники для бездорожья — тольяттинская компания «ТехноМастер» — выпускает легкий четырехколесный пневмоход-амфибию «Кит» весьма необычной конструкции — с «ломающейся» сочлененной рамой. Стоит столь экзотический аппарат 175 тыс. руб. На нашем рынке также можно встретить китайские снегоболотоходы, прячущиеся под российским именем «Елисей» и являющиеся переосмысленной копией все того же канадского Argo. Но продается эта копия чуть ли не по цене оригинала — от 625 тыс. руб.! И хотя за эти деньги нам предлагают более мощный мотор, богатое оснащение (и вообще небо в алмазах), польститься на такую приманку может только тот, кто не имел опыта общения с китайскими нелицензионными «клонами».