печатная версия
журнала /
июн 2017 /
#53
Про автомобили в деталях

Аксессуары

Переход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концу

Переход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концу

Охранные комплексы для автомобилей являются одним из самых популярных видов дополнительного оборудования в России. Разнообразные иммобилайзеры должны дополнять штатную защиту машины от угона, противодействуя попыткам несанкционированного доступа к транспортному средству. Традиционно соревнование идет за скрытность установки, число защищаемых систем и блоков управления, а также удобство пользования устройством. И суть работы всех систем основана на размыкании важных электрических цепей машины с использованием встроенных или радиореле. Но среди традиционной продукции выделяется разработка питерской компании «Автор» — противоугонная система IGLA, которая работает на совершенно иных принципах и сильно отличается от традиционных конструкций.

Подобную систему создатели называют цифровой, подчеркивая ее кардинальное отличие от аналоговых конструкций. В ней на первое место поставлена надежность защиты самых современных машин, а также надежность работы, простота и скрытность установки, удобство использования и поддержки. О сути инновационной технологии IGLA мы уже подробно писали (№ 28, март 2015).

"Вместо создания «искусственной неисправности», что, по сути, делают обычные аналоговые «противоугонки», система взаимодействует с электронными блоками напрямую по цифровой шине данных, просто отправляя команды с высоким приоритетом, не допускающие запуск двигателя или работу других агрегатов, таких как коробка передач", - объясняет Виктор Горбунов, руководитель отдела развития компании AUTHOR, создателя новой технологии.

Широкие возможности выбора для блокировки

Электроника современных автомобилей отличается широкими возможностями взаимодействия различных электронных блоков между собой. А для связи они используют в основном CAN/Flex Ray и LIN-шины, к ним подключены блоки управления двигателем и АКПП, блоки климат-контроля, блоки коммутации/управления питанием, блоки комфорта, мультимедийные системы, парктроники, радары, АБС и даже рулевое управление, и всеми ими можно управлять, зная соответствующие команды.

Переход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концу

Для того чтобы заблокировать любой из узлов, не нужны реле и вмешательство в проводку машины, достаточно отправить команду по CAN-шине или просто заблокировать ее. И мотор не заработает, и двери не откроются, и не включится передача, на многих современных автомобилях можно таким образом заглушить работающий мотор и остановить уже двигающуюся машину. 

Миниатюрность и герметичность устройства

Новая цифровая система позволяет обойтись без традиционных реле и резко уменьшить размеры основного блока иммобилайзера, отказавшись от прокладки по нему каких-либо дополнительных проводов. К тому же блок противоугонной системы герметичен, а значит, можно поставить основной блок буквально в любое место машины — и под капот, и в багажник, и в любую «косу» проводки. И обнаружить его становится нетривиальной задачей. Ведь, в отличие от традиционных способов блокировки, когда вполне очевидны блокируемые цепи и место расположения блока, цифровой иммобилайзер не привязан к местонахождению блокируемых узлов и не нуждается в прокладке дополнительных проводов.

Переход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концуПереход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концу

Аналоговый иммобилайзер имеет внушительные габариты и метровый шлейф из пяти проводов. Спрятать такой непросто, зато найти...

Аналоговую защитную схему можно найти «по проводам», причину незапуска выявить банальным сканером, а в случае цифровой блокировки никакого вмешательства в штатную проводку не производится, и попытка использовать сканер блокируется или игнорируется, им попросту невозможно обнаружить рас положение блока IGLA и метод блокировки. К тому же схема работы блока предусматривает режим «полное радиомолчание», когда блок работает без «меток», а разблокирование происходит после нажатия комбинации штатных кнопок автомобиля.

Разумеется, для удобства пользователей предлагаются и классические «метки», а можно использовать в качестве таковой смартфон: конструкция обладает высокой гибкостью в настройке. В этом случае обнаружение блока — столь же сложная задача, ведь сигнал на обнаружение транспондерной «метки» используется только один раз, при старте двигателя, повторные проверки попросту не нужны, поскольку система может считывать параметры машины с различных блоков и всегда знает, с какой скоростью она движется и заведен ли мотор.

Переход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концу

Как можно заметить невооруженным глазом, цифровой иммобилайзер (справа) вчетверо (!) компактнее по габаритам, чем его аналоговый конкурент (слева). Размеры позволяют полностью спрятать цифровую противоугонку, например, внутрь кожуха проводки, в то время как аналоговое устройство останется где-то снаружи.

Переход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концуПереход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концуПереход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концу
  

Высокая надежность

Система обладает очень высокой степенью надежности блокировки. В отличие от аналоговых, цифровая блокировка защищает сразу множество систем: можно блокировать запуск мотора пятью-семью способами, и даже если одну из защит обойдут, останется еще множество блокированных систем. Единственный способ изолировать хорошо спрятанный блок иммобилайзера от блоков управления — это отключение или короткое замыкание CAN-шины, то есть ее блокировка.

Большинство современных европейских машин просто не заведутся и не поедут при заблокированной CAN-шине. А если конструкция автомобиля позволяет при заблокированной шине работать ЭБУ мотора, то на этот случай в арсенале IGLA имеются блокировки, контролирующие исправность шины и при отсутствии на ней сигнала, блокирующего двигатель альтернативными методами.

Нестандартные места установки и скрытность

В паре с цифровым противоугонным блоком могут работать интеллектуальные реле, управление которыми осуществляется с помощью той же CAN-шины и которые даже в том случае, если основной блок сигнализации найден, способны помешать запуску двигателя. И найти их ничуть не легче, чем основной блок управления.

Система Perimeter на основе цифрового иммобилайзера IGLA может включать в себя модуль управления электромеханическим замком CONTOUR, включающим выход на сирену и дополнительные реле блокировки, отдельные реле, работающие по CAN-шине, и модуль блокировки разъема OBD II для предотвращения «прописывания» ключей и несанкциониро ванного доступа к электронным блокам управления машины.

Переход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концуПереход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концуПереход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концу

OBDStar - универсальный программатор ключей. Устройство позволяет за считанные минуты считать необходимый код и перезаписать на ключе параметры штатного иммобилайзера, и далее без проблем завести автомобиль. Бороться с подобным можно с помощью устройств вроде Keyless Block или OBD Block, которые блокируют доступ через сервисный разъем. 

Переход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концу

Почему в сравнении с IGLA аналоговые системы блокировки оказались устаревшими?

Ответ заключается в сложности современных систем управления автомобилем и их возможностях самодиагностики. Чем сложнее система, тем меньше в ней «точек вмешательства», которые можно использовать без возникновения ошибок диагностических систем автомобиля, тем большие изменения в проводке необходимы для надежной блокировки и тем надежнее работает именно цифровой способ блокировки.

И даже в случае необходимости дополнительных реле блокировки электрических цепей IGLA однозначно выигрывает у конкурентов, ведь эти блокировки используются только тогда, когда система однозначно установила факт попытки угона и уже не важно, сколько «чеков» вылезет на приборной панели, главное в этом случае — надежно заблокировать машину. К тому же, как только двигатель будет заглушен, аналоговая блокировка отключится и найти ее с помощью средств диагностики снова станет невозможно, а значит, эффективность подобной блокировки оказывается заметно выше. В обычной эксплуатации эти цепи попросту не будут блокироваться, то есть у штатных систем не будет никаких сложностей, все модули будут работать в обычном режиме без ошибок.

Переход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концуПереход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концу

Самые популярные места установки противоугонных систем хорошо известны угонщикам и в общем-то пересчитатны по пальцам. Преимущество компатного цифрового иммобилайзера в том, что он может служить и обманкой. Получив доступ к проверенному месту и не увидев замаскированного устройства, угонщики, скорее всего, примутся искать "противоугонку" в другом месте. А вот крупный корпус аналогового иммобилайзера выдаст себя тут же, особенно если установлен в привычном месте, таком как ниша бардачка. 

Гибкость цифровой системы — также важный фактор в конкурентной борьбе. IGLA программируется, причем можно производить обновление «по воздуху» при активации протокола Bluetooth в сервисном режиме, можно улучшать работу функций по мере обновления кода иммобилайзера, добавлять новые функции к уже имеющимся без получения физического доступа к основному блоку устройства, менять алгоритмы защиты, дополнять защиту установкой дополнительных блоков. С учетом возможности «считывать» различную информацию о движении машины и работе ее узлов, возможности системы практически не ограничены.

Например, можно реализовать с помощью блока IGLA сервисные функции, вроде автодоводчика стекол, а также функции защиты, в том числе удобные механизмы отключения дистанционного запуска, противодействия «длинной руке», защищенного автозапуска и многих других. «Классические» иммобилайзеры обычно лишены подобной гибкости, и лишь немногие, крайне дорогие модели, нацеленные на работу через GSM, могут предложить часть подобных функций.

Каков итог?

При таком количестве преимуществ возникает вопрос: а есть ли вообще у цифрового иммобилайзера недостатки?

Рассказывает Николай Косарев, ведущий специалист по технической поддержке компании AUTHOR: "Удивительно, но есть. Правда, все они косвенные и связаны в первую очередь не с самой технологией, а с внешними факторами. Например, как отмечают в компании «Автор», не всегда ответственно относятся к делу сторонние установщики, работающие по контракту. Чтобы не тратить время и не усложнять себе работу, они «прячут» цифровой иммобилайзер в самые очевидные места, порой даже не утруждая себя маскировкой устройства. Еще один фактор связан с установкой цифровой «противоугонки» на старые или конструктивно простые автомобили, в которых попросту нет должного количества электроники, так что выбор места, где можно спрятать IGLA, у мастера невелик.

Ну и последний момент — непосредственно технические особенности автомобилей, которые в отдельных ситуациях не позволяют использовать эффективность цифрового иммобилайзера на 100%. К таким машинам относятся, например, японские, где наиболее эффективно применение параллельно двух систем: аналогового блокиратора и цифрового иммобилайзера. Так или иначе, тренд очевиден: «аналог» будет вытесняться. На машинах остается все меньше и меньше шансов что-то «порезать» без возникновения постоянных ошибок. Современная электроника попросту не прощает блокировок аналоговых цепей. А интегрированная цифровая противоугонная система выглядит логичным и, главное, со всех сторон безопасным продолжением компьютерно-цифровой эры в мире автомобилей".

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме